Решение Районной Думы № 14-2-58 от 21.12.2016 "Об утверждении Порядка предоставления муниципальных гарантий за счет средств бюджета муниципального образования Тазовский район"
Принято Районной Думой 21 декабря 2016 года
В соответствии со статьями 9, 115, 115.2, 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 27 Устава муниципального образования Тазовский район, Районная Дума
Р Е Ш И Л А:
1. Утвердить Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств бюджета муниципального образования Тазовский район (приложение).
2. Признать утратившим решение Районной Думы муниципального образования Тазовский район от 29 мая 2013 года № 6-2-25 «Об утверждении Порядка предоставления муниципальных гарантий за счет средств бюджета муниципального образования Тазовский район».
3. Направить настоящее решение Главе Тазовского района для подписания и опубликования в районной газете «Советское Заполярье».
Председатель Районной Думы О.Н. Борисова
Глава Тазовского района А.И. Иванов
Приложение
УТВЕРЖДЕН
решением Районной Думы
от 21.12.2016 № 14-2-58
ПОРЯДОК
предоставления муниципальных гарантий за счет средств бюджета муниципального образования Тазовский район
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом муниципального образования Тазовский район, Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании Тазовский район и устанавливает единый порядок предоставления муниципальных гарантий муниципального образования Тазовский район (далее – муниципальное образование) юридическим лицам, а также порядок исполнения обязательств по муниципальным гарантиям муниципального образования, учета и контроля предоставленных муниципальных гарантий муниципального образования.
- Основные понятия
1.1. Для целей настоящего Порядка используются следующие понятия:
1.1.1. муниципальная гарантия муниципального образования (далее – гарантия) - вид долгового обязательства, в силу которого муниципальное образование (гарант) обязан при наступлении предусмотренного в гарантии события (далее - гарантийный случай) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (далее - бенефициар), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств бюджета муниципального образования в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (далее - принципал) его обязательств перед бенефициаром;
1.1.2. регрессное требование (регресс) - требование гаранта, исполнившего обязательство за принципала перед бенефициаром, к принципалу и (или) к его поручителю о возмещении уплаченной суммы;
1.1.3. другие термины и понятия, используемые в настоящем Порядке, применяются в значении, установленном законодательством Российской Федерации.
II. Цели предоставления гарантий
2.1. Гарантии предоставляются в целях реализации основных задач социально-экономического развития муниципального образования, а также поддержки приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых на территории муниципального образования.
III. Получатели гарантий
3.1. Гарантии предоставляются юридическим лицам, зарегистрированным и (или) осуществляющим свою деятельность на территории муниципального образования.
3.2. Гарантии не могут быть предоставлены юридическим лицам:
3.2.1. находящимся в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства;
3.2.2. имеющим просроченную задолженность по обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности);
3.2.3. имеющим неурегулированные обязательства, в том числе поручителей (гарантов) перед бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
3.2.4. имеющим неудовлетворительное финансовое состояние, оцениваемое в порядке, утвержденном финансовым органом муниципального образования;
3.2.5. ограниченным уставными документами в осуществлении соответствующего вида деятельности;
3.2.6. сообщившим о себе недостоверные сведения;
3.2.7. не представившим обеспечения обязательств принципала перед гарантом в соответствии с главой 6 настоящего Порядка;
3.2.8. не представившим документы согласно перечню, определенному постановлением Администрации Тазовского района (далее – Администрация района), или представившим их с нарушениями.
IV. Условия предоставления гарантий
4.1. Гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром.
Гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые возникнут в будущем.
4.2. Гарантии предоставляются на безвозмездной основе, как с правом, так и без права регрессного требования гаранта к принципалу, и предусматривают субсидиарную ответственность гаранта по обеспеченному им обязательству.
4.3. Гарантии с правом регрессного требования гаранта к принципалу предоставляются при условии проведения анализа финансового состояния принципала, предоставления принципалом обеспечения исполнения своих обязательств по удовлетворению регрессного требования гаранта.
4.4. Гарантии без права регрессного требования гаранта к принципалу предоставляются юридическим лицам, одним из учредителей которых является гарант. В таком случае анализ финансового состояния принципала не проводиться, обеспечения исполнения обязательств принципала перед гарантом не требуется.
4.5. Гарантии предоставляются на цели и в пределах общего объема предоставляемых гарантий, указанных в Программе муниципальных гарантий муниципального образования, являющейся приложением к решению Районной Думы муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
4.6. Направления (цели) гарантирования и объем предоставляемых гарантий формируются в порядке, установленном для составления проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и на плановый период.
4.7. Гарантии предоставляются на конкурсной основе, если иное не установлено решением Районной Думы о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год и на плановый период.
Конкурс на право получения гарантии (далее - конкурс) является открытым.
4.8. Гарантии предоставляются в письменной форме и оформляются договором о предоставлении гарантии.
4.9. Срок действия гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия, но не более 5 лет. Срок действия гарантии устанавливается договором о предоставлении гарантии.
V. Порядок предоставления гарантий
5.1 Порядок конкурсного отбора принципалов, порядок работы конкурсной комиссии, перечень документов, предоставляемых принципалом, устанавливаются Администрацией района.
Решение о проведении конкурса принимается Администрацией района в форме распоряжения Администрации района, в котором определяется организатор конкурсного отбора, состав конкурсной комиссии, проект информационного сообщения о проведении конкурсного отбора.
5.2. Если решением Районной Думы о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год и на плановый период предусмотрено предоставление гарантий без конкурсного отбора, порядок рассмотрения заявления, перечень документов принципала, представляемых в Администрацию района, и порядок их рассмотрения устанавливаются постановлением Администрации района.
5.3. От имени муниципального образования гарантии предоставляются Администрацией района.
5.4. Предоставление гарантии осуществляется на основании распоряжения Администрации района. В распоряжении Администрации района должны быть указаны:
5.4.1. наименование принципала;
5.4.2 наименование бенефициара;
5.4.3. предел обязательств по гарантии;
5.4.4. цель предоставления гарантии;
5.4.5. срок действия гарантии;
5.4.6. наличие или отсутствие права регрессного требования.
5.5. В течение 15 рабочих дней с даты принятия Администрацией района распоряжения в соответствии с пунктом 5.4. главы 5 настоящего Порядка между Администрацией района и принципалом заключается договор о предоставлении гарантии. В случае предоставления обеспечения, предусмотренного подпунктом 6.2.3 пункта 6.2 главы 6 настоящего Порядка, одновременно с договором о предоставлении гарантии заключается договор залога.
5.6. В договоре о предоставлении муниципальной гарантии должны быть указаны основные положения, установленные пунктом 5 статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также показатели эффективности и ответственности.
5.7. Объем обязательств гаранта ограничивается суммой основного долга без учета процентов, комиссий, штрафов, пеней.
5.8. Гарантии предоставляются в валюте Российской Федерации.
5.9. Вступление в силу гарантии может быть определено календарной датой или наступлением события (условия), которое может произойти в будущем.
5.10. Передача принципалу гарантии осуществляется по акту приема – передачи в день подписания договора о предоставлении гарантии.
VI. Обеспечение исполнения обязательств принципала
6.1. Предоставление принципалом обеспечения исполнения своих обязательств (которые могут возникнуть в будущем в связи с предъявлением гарантом, исполнившим полностью (или частично) обязательства по гарантии) по регрессному требованию является обязательным.
6.2. Способами обеспечения исполнения обязательств принципала могут быть:
6.2.1. банковские гарантии;
6.2.2. поручительства;
6.2.3. залог имущества в размере 100 процентов суммы предоставляемой гарантии.
6.3. Предметом залога может служить имущество, принадлежащее принципалу на праве собственности в виде:
6.3.1.недвижимого имущества;
6.3.2. основных средств (в том числе производственного оборудования, транспортных средств) с амортизацией не более 10 процентов на момент заключения договора залога имущества.
6.4. Предметом залога не может являться имущество, которое:
6.4.1 находится в государственной или муниципальной собственности;
6.4.2. в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации не является предметом залога;
6.4.3. обремененное обязательствами и правами третьих лиц.
6.5. Не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта поручительств и гарантий юридических лиц, имеющих просроченную задолженность по обязательным платежам или по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом, а также поручительств и гарантий юридических лиц, величина чистых активов которых меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемой гарантии.
6.6. Оценка рыночной стоимости имущества, предоставляемого в качестве залога, осуществляется независимым оценщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В отчете об оценке рыночной стоимости имущества должно быть дано заключение о степени ликвидности объекта оценки. Предоставляемое в залог имущество должно иметь высокую степень ликвидности.
6.7. Предоставляемое в залог имущество должно быть застраховано принципалом от всех рисков утраты и повреждения на полную оценочную стоимость и остается в пользовании принципала.
Расходы, связанные с оформлением залога, оценкой и страхованием в пользу муниципального образования предоставляемого в залог имущества, несет принципал.
6.8. Договор залога заключается между Администрацией района и принципалом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.9. Оформление и заключение договора залога осуществляется одновременно с договором о предоставлении гарантии.
6.10. Договор залога подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре недвижимого имущества и сделок с ним в течение 60 рабочих дней с момента подписания договора залога.
6.11. Если исполнение гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу, гарант начисляет принципалу проценты на сумму, уплаченную бенефициару, в размере одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату исполнения гарантии.
6.12. Гарант в течение 3 рабочих дней с даты исполнения своих обязательств по муниципальной гарантии одновременно с письменным требованием о возмещении принципалом сумм, уплаченных бенефициару по муниципальной гарантии, направляет также письменное требование об уплате процентов, начисленных на сумму исполненных обязательств гаранта перед бенефициаром по муниципальной гарантии.
6.13. Проценты начисляются на дату исполнения обязательств гаранта перед бенефициаром по муниципальной гарантии.
6.14. Сумма начисленных процентов уплачивается принципалом единовременно.
6.15. Принципал обеспечивает уплату процентов в течение 5 рабочих дней с даты получения направленного в соответствии с пунктом 6.11 главы 6 настоящего Порядка письменного требования гаранта.
6.16. Сумма процентов, уплаченных принципалом гаранту в случае возникновения права регрессного требования гаранта при исполнении муниципальной гарантии, подлежит зачислению в доход бюджета муниципального образования.
VII. Условия исполнения и прекращения обязательств по предоставленной гарантии
7.1. Гарантийный случай наступает при неисполнении принципалом обязательства перед бенефициаром.
7.2. Условия предъявления бенефициаром требований к гаранту, признание их обоснованности, исполнение и прекращение обязательств по гарантии определяются договором о предоставлении гарантии в соответствии со статьей 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
7.3. В случае предоставления гарантии с правом регрессного требования к гаранту, исполнившему обязательство за принципала, переходят все права бенефициара в том объеме, в котором удовлетворены его требования.
7.4. Гарант в течение 3 рабочих дней после исполнения своих обязательств по муниципальной гарантии направляет принципалу письменное требование о возмещении гаранту сумм, уплаченных бенефициару по муниципальной гарантии.
7.5. Принципал обеспечивает уплату сумм в течение 5 рабочих дней с даты получения направленного в соответствии с пунктом 7.4 главы 7 настоящего Порядка письменного требования гаранта.
7.6. При невыполнении принципалом своих обязательств по возмещению сумм, уплаченных гарантом бенефициару по муниципальной гарантии, а также уплате процентов, начисленных на сумму исполненных обязательств гаранта перед бенефициаром по муниципальной гарантии, гарант принимает предусмотренные действующим законодательством меры по взысканию с принципала задолженности, в том числе путем обращения взыскания на обеспечение исполнения обязательств принципала.
Гарант вправе требовать от принципала возмещения иных убытков, понесенных им в связи с исполнением обязательства, в порядке, установленном действующим законодательством.
7.7. Обязательство гаранта перед бенефициаром прекращается:
7.7.1. уплатой гарантом бенефициару суммы, определенной гарантией;
7.7.2. истечением определенного в гарантии срока, на который она выдана;
7.7.3. в случае исполнения в полном объеме принципалом или третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных гарантией;
7.7.4. вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии путем возвращения ее гаранту или письменного заявления об освобождении гаранта от его обязательств;
7.7.5. если обязательство принципала, в обеспечение которого предоставлена гарантия, не возникло;
7.7.6. в иных случаях, установленных гарантией.
VIII. Учет предоставленных гарантий
8.1. Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав муниципального долга муниципального образования и вносится в муниципальную долговую книгу муниципального образования как вид долгового обязательства.
8.2. Финансовый орган муниципального образования ведет учет выданных гарантий, исполненных обязательств принципала, обеспеченных гарантиями, а также учет осуществления гарантом платежей по выданным гарантиям.
8.3. При исполнении принципалом либо гарантом своих обязательств перед бенефициаром на соответствующую сумму сокращается муниципальный долг муниципального образования.
8.4. Принципал обязан уведомлять гаранта о дате получения кредита (транша), а также о выполнении обязательств по возврату кредита (основного долга). Копии платежных поручений, заверенные в установленном порядке, не позднее следующих 2 рабочих дней после получения принципалом кредита (транша) и (или) выполнения принципалом платежей по возврату кредита (основного долга) направляются в финансовый орган муниципального образования.
8.5. Если исполнение гарантом гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита бюджета муниципального образования.
8.6. Если исполнение гарантом гарантии не ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу и не обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу, исполнение таких гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджета муниципального образования.
8.7. Средства, полученные гарантом в счет возмещения гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, а также в счет исполнения обязательств, права требования по которым перешли от бенефициара к гаранту, отражаются в составе источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования.
IX. Контроль предоставленных гарантий
9.1. Отраслевой (функциональный) орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный в сфере управления муниципальным имуществом муниципального образования, осуществляет контроль за состоянием залога имущества.
9.2. Принципал ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, предоставляет в отраслевой (функциональный) орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный в сфере управления муниципальным имуществом муниципального образования, отчет о состоянии залога имущества.
X. Заключительные положения
10.1. Вопросы, не урегулированные настоящим Порядком, регулируются действующим законодательством.