Решение № 9-12-81 О ходе исполнения районной долгосрочной целевой программы «Развитие дополнительного образования учащихся Тазовского района на 2011-2013 годы»
Заслушав информацию «О ходе исполнения районной долгосрочной целевой программы «Развитие дополнительного образования учащихся Тазовского района на 2011-2013 годы», руководствуясь статьей 27 Устава муниципального образования Тазовский район, Районная Дума
Р Е Ш И Л А :
Принять к сведению информацию «О ходе исполнения районной долгосрочной целевой программы «Развитие дополнительного образования учащихся Тазовского района на 2011-2013 годы».
Председатель Районной Думы М.А.Сытник
Приложение
к решению Районной Думы
от 28.11.2012 г. № 9-12-81
Информация «О ходе исполнения районной долгосрочной целевой программы «Развитие дополнительного образования учащихся Тазовского района на 2011-2013 годы»
Особое внимание в Тазовском районе уделяется развитию дополнительного образования. В системе образования Тазовского района функционирует два учреждения дополнительного образования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Тазовский районный Дом детского творчества», муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Газ-Салинский детско-юношеский центр». Согласно распоряжению № 737-р от 08 августа 2011 года «Об изменении подведомственной подчиненности некоторых муниципальных учреждений и об утверждении перечня учреждений, подведомственных Управлению культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики и туризма Администрации Тазовского района» три учреждения дополнительного образования детей переведены в ведомственное подчинение Управлению культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики и туризма Администрации Тазовского района: МБОУ ДОД «Тазовский детский оздоровительно-образовательный центр физической подготовки», МБОУ ДОД Газ-Салинская детская музыкальная школа, МБОУ ДОД Тазовская детская школа искусств. В настоящее время система дополнительного образования в районе представлена детскими творческими, интеллектуальными и спортивными объединениями, работающими на базе учреждений дошкольного и общего образования.
В системе образования Тазовского района созданы благоприятные условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей, обучающихся в образовательных учреждениях всех типов и видов.
В районе сложилась определенная система работы с одаренными учащимися. Одним из основных направлений работы с одаренными детьми стало развитие конкурсного движения.
Основная деятельность учреждений дополнительного образования заключается в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества, государства.
Работа с детьми и молодежью, в том числе направленная на организацию взаимодействия с молодежными и детскими общественными объединениями, повышение уровня гражданской ответственности, патриотизма и политической активности, которой традиционно уделяется значительное внимание, так же проводилась в рамках программных мероприятий.
В 2011 - 2012 годах в районе осуществлялась реализация районной долгосрочной целевой программы «Развитие дополнительного образования учащихся Тазовского района на 2011-2013 годы». Районная долгосрочная целевая программа «Развитие дополнительного образования учащихся Тазовского района на 2011-2013 годы» утверждена постановлением Администрации Тазовского района от 02 марта 2011 года № 60.
Программа разработана с целью создания системы массовых мероприятий по основным направлениям воспитания и дополнительного образования детей, способствующей формированию единого воспитательного пространства и развитию районных социально значимых традиций.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
- приобщение школьников к культурным ценностям, формирование социально значимых качеств личности;
- развитие интересов и способностей, стимулирование активности и социальной инициативы школьников;
- создание условий для социализации личности, профессионального самоопределения;
- определение и использование форм организации воспитания и дополнительного образования коренных малочисленных народов Севера, соответствующих историко-культурным традициям и образу их жизни;
- демонстрация индивидуальных и коллективных результатов и достижений системы воспитания и дополнительного образования района;
- организация досуга и отдыха школьников;
- отработка содержания воспитания и дополнительного образования, поиск и апробация эффективных форм взаимодействия участников воспитательного процесса (детей, родителей, педагогов).
Общий объём бюджетных ассигнований на финансирование в 2011 году мероприятий составил 5 млн. 522 тыс. 520 рублей. Фактические расходы составили 5 млн. 522 тыс. 520 рублей. Освоение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий программы по отношению к годовому лимиту составил 100 процентов.
Общий объём бюджетных ассигнований на финансирование в 2012 году мероприятий составил 13 млн. 222 тыс. 483 рублей. Фактические расходы составили 10 млн. 149 тыс. 276 рубля. Освоение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий программы по отношению к годовому лимиту составило 76,8% процента.
Мероприятия программы подразделены на 9 групп:
1. Интеллектуальные мероприятия
2. Районные спортивные мероприятия
3. Районные конкурсы детского творчества
4. Участие в окружных, областных, всероссийских мероприятиях
5. Детское движение
6. Волонтерское движение
7. Улучшение материально-технического обеспечения дополнительного образования детей
8. Улучшение качества предоставления дополнительных образовательных услуг
9. Издательская деятельность.
В ходе реализации районной долгосрочной целевой программы «Развитие дополнительного образования учащихся Тазовского района на 2011-2013 годы» в течение 2011 - 2012 годов образовательными учреждениями проведены среди детей и учащейся молодёжи различные мероприятия. В целях поддержки талантливой молодёжи на высоком профессиональном уровне организованно проведены школьные и внешкольные мероприятия: конкурсы, слёты, фестивали, соревнования, олимпиады, конференции. С целью выявления одаренных детей и создания условий для их творческого роста организовано проведение конкурсов районного значения среди детей и учащейся молодёжи. В ходе подготовки и организации конкурсов школьники глубже изучили историю района и автономного округа, получили навыки работы со справочной и архивной литературой. С целью повышения спортивного мастерства и развития волевых качеств учащаяся и рабочая молодёжь приняли участие в спортивных мероприятиях районного значения. С целью полного охвата детей спортивной деятельностью в системе образования в 2011 - 2012 годах проведены спартакиады дошкольников (дошкольные образовательные учреждения), Малая спартакиада школьников (1-4, 5-8 классы), Спартакиада школьников (9-11 классы). Все участники спартакиад отмечены медалями, кубками, дипломами.
Проведена олимпиада учащихся 4-х классов по русскому языку, математике и природоведению, в которой принимали участие учащиеся шести школ района. Проведен муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по девятнадцати предметам. Анализ итогов муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 7-11 классов показал увеличение числа призёров по сравнению с 2010 годом (2010 год – 65 человек; 2011 год – 110 человек), что является показателем повышения качества подготовки и интереса к учебным предметам школьников.
В целях выявления способностей, талантов и развития художественного вкуса, творческого мышления и практической смекалки детей состоялись районные фестивали детского творчества на различные темы. Фестивали дали возможность населению п. Тазовский и гостям праздников увидеть хорошо подготовленные красочные выступления и разностороннее творчество детей. Все участники фестивалей отмечены дипломами и ценными подарками.
Учащиеся района принимали активное участие и в мероприятиях окружного уровня (научно-исследовательская конференция, Школа безопасности, конкурсы социальных проектов, спортивные мероприятия, первенства, конкурсы, фестивали). Победители и участники мероприятий награждались дипломами, кубками, грамотами и денежными призами.
Итоги участия в массовых мероприятиях показали возросший уровень общей подготовки школьников, хорошее художественное и музыкальное оформление выступлений. Определились основные направления деятельности по дополнительному образованию детей, начали формироваться свои традиции: досуговые мероприятия, спортивные и интеллектуальные мероприятия, детское движение, волонтерское движение.
Стало традиционным проведение фестивалей детского творчества «Добру пусть откроется сердце», «Пусть торжествуют музыка и жест», конкурсов детских исследовательских работ «Твои люди, Север», экскурсоводов, социальных проектов «Я – гражданин России», предпринимательских проектов, выставок детского творчества, посвященных образованию Тазовского района, первому выбросу газового фонтана, спортивных соревнований «Веселые старты», «Безопасное колесо», Слета поисковых отрядов.
Большое внимание в районе уделяется социализации школьников. С 2005 года на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Тазовский районный Дом детского творчества» действует районная организация школьников «ЯМАЛиЯ», в которой участвуют учащиеся из всех образовательных учреждений. В отчётном году проведена районная конференция организации и две районные Школы лидера, в ходе которых школьники учились социальному проектированию, учились принимать конструктивные социальные решения, которые они смогут использовать в своих первичных организациях, в дальнейшей студенческой и взрослой жизни.
В 2011 - 2012 годах продолжена работа по развитию волонтерского движения в районе. Основной целью инициирования волонтерского движения является уменьшение факторов риска приобщения школьников к употреблению психотропных веществ, пропаганда здорового образа жизни.
Мероприятия по дополнительному образованию детей за счёт средств районной долгосрочной целевой программы профинансированы в 2011 году в следующих объёмах:
1.Интеллектуальные мероприятия – 40 000 рублей;
2.Районные спортивные мероприятия – 319 800 рублей;
3.Районные конкурсы детского творчества – 829 440 рублей;
4.Участие в окружных, областных, всероссийских мероприятиях – 2 806 800 рублей;
5.Детское движение – 185 000рублей;
6.Улучшение материально-технического обеспечения дополнительного образования детей – 1 084 260 рубля;
7.Издательская деятельность – 257 220 рублей.
Общий объём бюджетных ассигнований на финансирование в 2011 году мероприятий составил 5 млн. 522 тыс. 520 рублей. Фактические расходы составили 5 млн. 522 тыс. 520 рублей. Освоение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий программы по отношению к годовому лимиту составил 100 процентов.
Мероприятия по дополнительному образованию детей за счёт средств районной долгосрочной целевой программы профинансированы в 2012 году в следующих объёмах:
1.Интеллектуальные мероприятия – 135 000 рублей;
2.Районные спортивные мероприятия – 1 486 965 рублей;
3.Районные конкурсы детского творчества – 953 685 рублей;
4.Участие в окружных, областных, всероссийских мероприятиях – 7 614 583 рублей;
5.Детское движение – 185 000рублей;
6. Волонтерское движение – 30 000 рублей;
7.Улучшение материально-технического обеспечения дополнительного образования детей – 2 398 798 рубля;
8. Улучшение качества предоставления дополнительных образовательных услуг – 158 452 рублей;
9.Издательская деятельность – 260 000 рублей.
На финансирование мероприятий программы направлено 13 млн. 222 тыс. 483 рублей. Освоение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий программы по отношению к годовому лимиту составило 76,8% процента.
Период действия программы характеризуется определенными позитивными изменениями в муниципальной системе образования. Ряд показателей имеет отрицательную динамику в связи с тем, что три учреждения дополнительного образования детей переведены в другое подведомственное подчинение.
За период реализации программы обеспечено достижение следующих количественных и качественных результатов в системе воспитания и дополнительного образования детей муниципального образования Тазовский район:
- с целью приведения в соответствие содержания образования социальному запросу детей и родителей введены в систему дополнительного образования детей новые направления деятельности, такие как:
малая механизация Севера, овладение профессией тракториста-машиниста категории «А», «С», греко-римская борьба, бизнес-класс, подготовка организаторов из числа учащихся старших классов школы-интерната для осуществления предшкольной подготовки детей, проживающих на межселенной территории района;
-в системе дополнительного образования получили дальнейшее развитие техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое направление дополнительного образования детей;
- увеличилось в сравнении с предыдущим годом число призеров районных, окружных, всероссийских интеллектуальных и творческих конкурсов на 17 % (2011 год – 1218 человек, 2012 год – 1480 человек);
- увеличилось число обучающихся, занимающихся в объединениях дополнительного образования (2011 год – 4 441 человек, 2012 год – 3496 человек). Увеличение количества занимающихся в объединениях дополнительного образования планируется с вводом здания Тазовской школы-интерната; детского сада в п. Тазовский;
- увеличилась в сравнении с предыдущим годом численность участников районных, окружных, всероссийских интеллектуальных и творческих конкурсов на 4,4 % (2011 год – 3 701 человек, 2012 год – 3867 человек);
- осталась стабильно высокой численность участников спортивных соревнований на муниципальном уровне и за пределами Тазовского района (2011 год – 1 481 человек, 2012 год – 1573 человека);
- получили дальнейшее развитие органы ученического самоуправления (органы школьного самоуправления), работа которых способствует социальному становлению подростков, развитию и самореализации детей в общественной жизни:
1) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Тазовская общеобразовательная средняя школа работает «СМС» (Союз молодежных сил);
2) в муниципальном казенном образовательном учреждении «Специальный (коррекционный) детский дом для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» – детская организация «Шанс»;
3) в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа – детская организация «Дума»;
4) в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Антипаютинская школа-интернат среднего (полного) общего образования – детская организация «Школяндия»;
5) в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Гыданская школа-интернат среднего (полного) общего образования – детская организация «Ялэмд» («Рассвет»);
- увеличилось количество детских объединений в образовательных учреждениях, осуществляющих деятельность в сельской местности (2011 год - 102 детских объединения, 2012 год - 146 детских объединений);
- снизился в сравнении с прошлым годом уровень совершаемых подростками правонарушений на 61,5% (2010 год – 13 человек, 2011 год – 5 человек);
- незначительно, но уменьшилась численность учащихся, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (2010 года – 62 человека, 2011 год – 60 человек);
- создана сеть школьных музеев и музейных комнат: в районе осуществляют деятельность три школьных музея и пять музейных комнат; четыре музея прошли окружную паспортизацию и имеют паспорт школьного музея;
- в течение 2012 года регулярно издается детская районная газета «ЯМАЛиЯ»;
- пополняется материально-техническая база учреждений дополнительного образования детей; школ, школ-интернатов с целью создания условий для организации дополнительного образования детей.
Таким образом, система дополнительного образования и воспитания получила свое дальнейшее развитие: реализация программных мероприятий способствует развитию склонностей, способностей и интересов обучающихся, их социальному и профессиональному самоопределению через интеграцию общего и дополнительного образования, вовлечение детей в творческие, интеллектуальные, спортивные мероприятия, сотрудничество с социумом.
В отчётный период не удалось достигнуть положительных результатов по следующим целевым индикаторам:
- уменьшение количество детей, состоящих на внутришкольном учете (2010 год – 108 человек, 2011 год – 109 человек).
Несмотря на достигнутые результаты и принимаемые органами местного самоуправления меры по развитию системы образования, воспитания и дополнительного образования, остался нерешенным ряд проблем.
Например:
- не созданы условия для обеспечения доступности дополнительного образования для детей, проживающих с родителями и ведущих традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера на межселенной территории района;
- не всегда содержание дополнительного образования соответствует социальному запросу детей и родителей;
- не сформированы условия для обеспечения доступного качественного дополнительного образования детям и молодежи из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Необходимо создание устойчиво развивающейся системы воспитания детей и учащейся молодёжи, ориентирующей на подлинные нравственные ценности, формирующей активную общественную позицию, гражданственность и патриотизм. Для этого необходимо продолжить работу по развитию досуговой деятельности, создавать на базе факторий группы кратковременного пребывания неорганизованных детей, укреплять материальную и учебную базу учреждений дошкольного и дополнительного образования, запланировать строительство учреждений дополнительного образования детей.