Дополнительные требования к порядку организации и осуществления Роспотребнадзором и его территориальными отделами проверок по обращениям (заявлениям) о нарушении прав потребителей
Федеральным законом от 03.07.2016 №277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» с 01.01.2017 изменились требования к порядку рассмотрения органам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля обращений граждан.
Вышеназванным федеральным законом установлены дополнительные требования к порядку организации и осуществления Роспотребнадзором и его территориальными отделами проверок по обращениям (заявлениям) о нарушении прав потребителей.
Так, согласно новой редакции пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 №294-ФЗ) нарушение прав потребителей является основанием проведения внеплановой проверки, лишь в том случае если заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.
Следует отметить, что дополнительное требование о предварительном обращении потребителя к субъекту хозяйственной деятельности, нарушившему права последнего, не распространяется на случаи поступления в Роспотребнадзор обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинения такого вреда, т.е. когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании. По таким обращениям граждан принимаются меры в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
В связи с этим, в случаях, когда гражданин приобрел несоответствующий требованиям безопасности товар, он вправе обращаться непосредственно в Роспотребнадзор. При поступлении таких обращений Роспотребнадзор в установленном законом порядке проводятся мероприятия по контролю.
Изменения коснулись и порядка рассмотрения органами контроля (надзора) заявлений, не позволяющих установить обратившееся лицо.
Так, часть 3 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ гласит, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах (поименованных в п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона №294-ФЗ), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки, за исключением обращений направленных заявителями в форме электронных документов, с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
Кроме того, по решению руководителя, заместителя руководителя органа контроля (надзора) внеплановая проверка подлежит прекращению, если будет выявлена анонимность обращения или заявления, явившегося основанием для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении (п. 3.4 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ).
Следовательно, анонимность обращения (заявления) либо заведомая недостоверность содержащихся в них сведений, являются основаниями для прекращения такой проверки.
При этом орган контроля вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных в связи с рассмотрением поступившего обращения, если в последнем были указаны заведомо ложные сведения (п. 3.5 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ).
Таким образом, нововведения законодательства относятся как к потребителям, так и к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную деятельность, которым в свою очередь, необходимо будет обратить особое внимание на организацию приёма и рассмотрения обращений и претензий потребителей на нарушение их прав и интересов.