Прокуратурой Тазовского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической безопасности
Прокуратурой Тазовского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической безопасности и надлежащего технического состояния в муниципальных образовательных учреждениях района.
Так, противодействие терроризму согласно ч.4 ст. 3 Федерального закона РФ от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Закон) является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма). Приоритет мер по предупреждению терроризма, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, системность и комплексное использование специальных и иных мер противодействия терроризму закреплены в ст. 2 Закона в качестве одних из основных принципов противодействия терроризму.
Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009г., в качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности возможных объектов террористических посягательств, в том числе объектов массового пребывания людей: объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, рынков и т.д.
Указанная деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.
Согласно п.п. е, п. 21 Концепции, к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты), совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, согласно п.4 ч.1 ст. 31 Федерального закона РФ от 10.07.1992г. «Об образовании» относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств, в соответствии с п.1 ч.2 ст. 32 Федерального закона РФ от 10.07.1992г. «Об образовании» относится к компетенции образовательного учреждения.
В соответствии с письмом Министерства образования РФ от 04 июня 2008г. № 03-1423 в состав мероприятий, направленных на создание единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений включено:
- наличие периметрального ограждения и освещения территории;
- обеспечение охраны службами безопасности, вневедомственной охраной при органах внутренних дел на договорной основе, частными охранными предприятиями;
- наличие инженерно-технических средств охраны (охранно-пожарной сигнализации (ОПС), тревожной сигнализации, системы видеонаблюдения и контроля);
- оборудование входными дверями, выполненными из материалов, позволяющих обеспечить надежную защиту от несанкционированного проникновения посторонних лиц;
- наличие служебной документации, обеспечивающей пропускной, внутриобъектовый режим, отражающей информацию о проведении занятий с персоналом по действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также соответствующих инструкций для персонала;
- определение должностного лица, ответственного за принятие мер по антитеррористической защите образовательного, научного учреждения или организации.
В ходе проведенной проверки установлено, что в четырех школах Тазовского района и в семи детских садах вышеуказанные мероприятия по антитеррористической защищенности объектов выполнены не в полном объеме, что свидетельствует о не принятии Администрацией Тазовского района, а также ее структурными подразделениями (образовательными учреждениями) в нарушение требований п.4 ст. 3 Федерального закона РФ от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст.ст. 31, 32 Федерального закона РФ «Об образовании» должных мер, направленных на противодействие терроризму, обеспечению безопасности граждан и антитеррористической защищенности объектов образования.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч.3 ст. 32 Федерального закона РФ от 10.07.1992г. «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Непринятие мер по устранению нарушений законодательства в сфере обеспечения антитеррористической безопасности и надлежащего технического состояния в муниципальных образовательных учреждениях района создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
В связи с этим, прокурором района в Тазовский районный суд направлено 11 исковых заявлений с требованием о возложении обязанности на Администрацию Тазовского района и руководителей образовательных учреждений района принятия исчерпывающих мер по обеспечению безопасности граждан и антитеррористической защищенности объектов образования.»
Прокурор Тазовского района
младший советник юстиции А.П. Шедловский