Прокуратурой Тазовского района на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением законности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе при проведении проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предприним
«Прокуратурой Тазовского района на постоянной основе осуществляется надзор за соблюдением законности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, в том числе при проведении проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Деятельность указанных органов при проведении проверок регламентируется Федеральным законом РФ от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон).
В ходе проведенного анализа состояния законности в рассматриваемой сфере выявлены следующие характерные нарушения:
- отсутствие предусмотренных законом оснований для проведения проверок;
- отсутствие распоряжения о проведении проверок либо несоответствие таких распоряжений требованиям закона в части сроков проведения проверок, указания целей и задач проверки;
- проведение проверок за пределами представленных контрольно-надзорным органом полномочий;
- отсутствие представителей юридических лиц при проведении проверок их деятельности;
- нарушение порядка проведения проверочных мероприятий и оформления их результатов;
- проведение плановых проверок, не включенных в план;
- несоблюдение сроков предоставления результатов проверок в прокуратуру района.
В течение 1 квартала 2011г. прокуратурой района выявлено 6 нарушений законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, по которым внесено 2 представления об устранении указанных нарушений.
Так, при проведении проверки в деятельности Территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в Тазовском районе (далее Отдел) установлено следующее.
Согласно п.п. 3. 4. ст.9 Закона: плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В силу п.12 ст.9 Закона о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Проверкой установлено, что в нарушение указанных требований Закона в период с июля по октябрь 2010г. в материалах проверок Отдела отсутствуют сведения о надлежащем уведомлении и вручении копий распоряжения на проверку. Например, Отделом по распоряжению от 29.07.2010г. №1222 проведена проверка в отношении МДОУ детсад «Белый медвежонок»; по распоряжению от 23.09.2010г. №1416 – в отношении МДОУ детсад «Теремок»; по распоряжению от 29.10.2010 №1692 – в отношении МДОУ детсад «Олененок» и др.
Кроме того, согласно п.п. 8 п.2 ст.16 Закона в акте проверки указываются сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала.
Однако Отделом данные требования Закона не исполняются, например, в материалах проверки ЗАО «Альфа-Газ», проверка проведена по распоряжению №1926 от 13.12.2010г.; ИП Потапов магазин «Канцтовары», проверка проведена по распоряжению №1420 от 23.09.2010г. и др., в актах проверок указанных сведений не имеется.
В соответствии с п.12 ст.10 Закона: если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.
В силу п.6 ст.16 Закона: в случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.
Проверкой установлено, что Отделом указанные требования Закона игнорируются.
Так, Отделом 11.10.2010г. проведена внеплановая выездная проверка в отношении Тазовского потребительского общества, расположенного по адресу: ЯНАО, пгт. Тазовский, ул.Ленина д.6, кафе «Северное сияние» на основании экстренного извещения об инфекционном заболевании №684 от 08.10.2010г.
При этом, несмотря на то, что извещение поступило 08.10.2010г., проверка проведена только 11.10.2010г., вместе с тем, по смыслу Закона следует, что проверка должна проводиться незамедлительно, а не спустя трое суток с даты поступления извещения об инфекционном заболевании.
Кроме того, Отделом в прокуратуру района не направлено извещение о проведении мероприятий по контролю, документы, предусмотренные частями 6 и 7 статьи 10 Закона также не предоставлены.
Более того, в нарушение п.6 ст.16 Закона в прокуратуру района Отделом акт проверки от 11.10.2010г. в отношении Тазовского потребительского общества, кафе «Северное сияние» не направлен.
По выявленным нарушениям закона прокуратурой района в адрес руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО внесено представление, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения законности устранены, начальник Территориального отдела управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу в Тазовском районе за допущенные нарушения законности привлечен к строгой дисциплинарной ответственности».
Прокурор Тазовского района
младший советник юстиции А.П. Шедловский