Прокуратурой Тазовского района проведена проверка полноты и эффективности принимаемых сотрудниками ПДН ОМВД России по Тазовскому району мер по предупреждению преступлений и иных общественно-опасных деяний среди несовершеннолетних
Прокуратурой Тазовского района в декабре 2011г. проведена проверка полноты и эффективности принимаемых сотрудниками ПДН ОМВД России по Тазовскому району мер по предупреждению преступлений и иных общественно-опасных деяний среди несовершеннолетних, а также полноты принятых мер в отношении родителей, иных законных представителей несовершеннолетних, в результате которой выявлены грубые нарушения требований федерального законодательства о несовершеннолетних, являющиеся одной из причин увеличения в 2011г. на территории района количества совершенных несовершеннолетними преступлений на 47,1 %.
Так, в силу п.п. 1, 2, 4, 11 ч.1 ст. 12 Федерального закона РФ «О полиции» от 07.02.2011г. № 3-ФЗ на полицию возлагаются обязанности по пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению их причин и условий; информированию соответствующих государственных и муниципальных органов, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования; выявлению лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы; участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Согласно ч.1 ст. 2 Федерального закона РФ от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее Закона) предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому являются основными задачами деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетним, к которым в силу ч.1 ст. 4 Закона относятся также органы внутренних дел.
Подразделения по делам несовершеннолетних районных отделов внутренних дел, согласно ст. 21 Закона проводят индивидуальную профилактическую работу, в том числе, в отношении совершивших общественно-опасное деяние и не подлежавших уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также в отношении других несовершеннолетних при необходимости предупреждения ими правонарушений.
В соответствии с п.п. 4, 8 ч.2 ст. 9 Закона органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать: орган управления социальной защиты населения - о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении; орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.
Аналогичные требования, в том числе обязанность по своевременной постановке на учет несовершеннолетних в органах внутренних дел, закреплены в п.п. 2, 23.7, 23.12, 29 Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ от 26.05.200г. № 569.
В целях реализации указанных правовых норм прокуратурой района, ОВД по Тазовскому району, Тазовским МСО СУ СК РФ по ЯНАО и уголовно-исполнительной инспекцией № 10 УФСИН РФ по ЯНАО 17 мая 2011г. разработано совместное указание о мерах по предупреждению повторной и групповой преступности несовершеннолетних.
В ходе проведенной проверки выявлены многочисленные нарушения указанных требований законов и ведомственных правовых актов.
Так, установлено, что 16.09.2011г. гр-н К. совместно с несовершеннолетними Ш. и Л. в с. Газ-Сале , Тазовского района совершили грабеж мобильного телефона и денежных средств.
По данному факту 21 сентября 2011г. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п. «а» ч.2 ст. 161 УК РФ.
Вместе с тем, несовершеннолетний Л. поставлен на учет в пункте полиции с. Газ-Сале лишь спустя 19 суток после возбуждения в отношении него уголовного дела, а информация в органы системы профилактики направлена, в нарушение требований ч.2 ст. 9 Закона только 24.10.2011г. Более того, указанная информация не направлена в орган управления социальной защиты, в том числе в МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Забота».
После совершенного Ш. преступления, не смотря на тот факт, что последний состоит на учете в пункте полиции с. Газ-Сале с 2004 года, проведение профилактической работы с ним не усилилось и более того, какая – либо информация в течении 2011г., не смотря на его крайне отрицательную характеристику, во все органы системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних района, не направлена.
Таким образом, сотрудниками отделения по делам несовершеннолетних ОМВД России по Тазовскому району соответствующая профилактическая работа с указанным несовершеннолетним не осуществлялась, в результате чего последние уверовали в свою безнаказанность и совершили повторное преступление в группе лиц.
Аналогичная ситуация складывалась по уголовным делам в отношении несовершеннолетнего М., подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч.2 ст. 116 УК РФ (причинение побоев) и несовершеннолетних Ш. и С., подозреваемых в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 30, п. а ч.2 ст. 166 УК РФ (покушение на угон транспортного средства).
Также выявлены случаи непринятия мер административного воздействия к виновным лицам.
Так, в ходе изучения материалов проверок установлено, что некоторые несовершеннолетние прогуливались в ночное время, а именно после 23.00 часов по улицам поселка Тазовский. Вместе с тем, меры административного воздействия к их родителям по ч.2 ст. 2.8. Закона ЯНАО от 16.12.2004г. № 81-ЗАО «Об административных правонарушениях» не принимались.
Более того, не смотря на значительный рост младенческой смертности в 2011г. на территории Тазовского района, основными причинами которых явились заболевания малолетних вследствие ненадлежащего ухода за ними со стороны родителей, реальных мер по привлечению родителей умерших детей по ст. 5.35 КоАП РФ, не принималось.
Допущенные нарушения законодательства со стороны сотрудников ОМВД России по Тазовскому району в своей совокупности приводят к ослаблению профилактической работы с несовершеннолетними лицами, склонными к совершению преступлений и иных общественно-опасных деяний, а также к нарушению их прав и законных интересов.
По выявленным нарушениям закона, прокуратурой района в адрес начальника ОМВД России по Тазовскому району внесено представление об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения которого приняты конкретные меры по устранению выявленных нарушений законности, 6 виновных должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.»
Прокурор Тазовского района
младший советник юстиции А.П. Шедловский