Прокуратурой Тазовского района проведена проверка исполнения требований законодательства при выделении земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности
Прокуратурой Тазовского района в октябре 2011г. проведена проверка исполнения требований законодательства при выделении земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, а также при осуществлении контроля за использованием муниципального имущества.
Так, в соответствии с ч.1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV ЗК РФ (права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, безвозмездного срочного пользования), возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В силу требований ч.ч.1, 2 ст.14 Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
Обязанность арендатора по проведению государственной регистрации договора аренды предусмотрена условиями заключенного договора.
Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства МУП УКС Тазовского района не осуществлена государственная регистрация шести договоров аренды земельного участка.
Кроме того, подобные нарушения закона выявлены при проверке МБУ «Централизованная сеть культурно-досуговых учреждений Тазовского района» при заключении 8 договоров аренды земельного участка.
Выявленные прокуратурой района факты не принятия мер по государственной регистрации договоров аренды МУП УКС и МБУ «Централизованная сеть культурно-досуговых учреждений Тазовского района» свидетельствуют о нарушениях данными юридическими лицами требований ст.ст. 25, 26 ЗК РФ и указывает на использование ими земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.
По указанным нарушениям закона прокуратурой района в отношении МУП УКС Тазовского района и МБУ «Централизованная сеть культурно-досуговых учреждений Тазовского района» возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.1 КоАП РФ – самовольное занятие земельного участка.
Также в ходе проведенной проверки выявлены случаи длительного не внесения арендной платы арендатором – ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал» по договорам аренды земельного участка.
Не принятие арендатором мер по регистрации договоров аренды, а также длительное не внесение арендной платы является, в соответствии с ч.2 ст. 450 ГК РФ существенным нарушением условий договора, который может быть досрочно расторгнут в порядке, предусмотренном ст. 619 ГК РФ.
Согласно ст. 72 ЗК РФ за использованием земель на территории муниципального образования устанавливается муниципальный земельный контроль, который осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Уполномоченным органом по осуществлению земельного контроля на территории муниципального образования Тазовский район, является Департамент имущественных и земельных отношений Администрации МО Тазовский район (далее по тексту – Департамент).
Вместе с тем, не смотря на осведомленность сотрудников Департамента о допускаемых нарушений земельного законодательства, соответствующие меры реагирования не принимались, информация в контролирующие органы не направлялась, заявления в судебные органы не предъявлялись.
Кроме того, не принятие мер по истребованию задолженности по арендной плате, начислению пений за нарушение сроков внесения арендной платы и расторжению договора аренды с ОАО «Авиационная транспортная компания «Ямал» влечет несвоевременное пополнение доходов местного бюджета, установленных ст. 42 Бюджетного кодекса РФ.
Указанные обстоятельства свидетельствует о ненадлежащем осуществлении земельного контроля, установленного ст. 72 ЗК РФ должностными лицами отдела земельного контроля Департамента.
По выявленным нарушениям закона, прокурором района в адрес начальника Департамента внесено представление, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения закона устранены, два сотрудника Департамента привлечены к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, при изучении нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в сфере землепользования, выявлены факты противоречия муниципальных правовых актов требованиям федерального и окружного законодательства.
Так, постановлением администрации Тазовского района от 14.06. 2011г. № 333 «Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в муниципальной собственности на территории муниципального образования Тазовский район» установлены минимальные и максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в муниципальной собственности на территории муниципального образования Тазовский район для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с требованиями ч.1 ст. 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, которым применительно к Ямало-Ненецкому АО является Закон ЯНАО от 19.06.2009г. № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе».
В силу п. 4 ст. 7 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативно-правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. д ч.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативно-правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010г. № 96 принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
Таким образом, установление предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства органом местного самоуправления противоречит требованиям ч.1 ст. 33 Земельного кодекса РФ и приводит к появлению коррупциогенных факторов.
Кроме того, в силу ч.2 ст. 33 Земельного кодекса РФ максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления – из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Вместе с тем, постановление администрации Тазовского района от 14.06. 2011г. № 333 «Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в муниципальной собственности на территории муниципального образования Тазовский район» не содержит норм, устанавливающих максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, что приводит к правовому пробелу.
Учитывая вышеизложенное, в целях приведения нормативно-правового акта органа местного самоуправления в соответствии с требованиями федерального законодательства, исключения коррупциогенных факторов и правового пробела по регулированию земельных правоотношений, прокурором района внесен протест на указанное постановление администрации Тазовского района. Данный протест удовлетворен, в постановление администрации Тазовского района внесены соответствующие изменения и дополнения».
Прокурор Тазовского района
младший советник юстиции А.П. Шедловский