Профилактика терроризма и экстремизма
Профилактика терроризма и экстремизма, в соответствии с требованиями ст.ст.2,4,5 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», ст.ст. 2, 5 ФЗ «О противодействии терроризму», ст. 15 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», является приоритетной задачей органов правоохраны и органов местного самоуправления РФ. Стабильное экономическое развитие округа, в том числе Тазовского района способствует росту миграционной активности. Так, в 2010 году поставлено на миграционный учет в Тазовском отделе УФМС РФ по ЯНАО в два раза больше иностранных граждан и лиц без гражданства, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (1441 – АППГ-731). В течении 2010г. иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Тазовского района совершено 10 преступлений различного характера. За аналогичный период 2009г. таких преступлений совершено всего лишь одно. То есть на территории Тазовского района отмечается существенный рост преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства. Именно в числе пребывающих иностранных граждан на территорию Тазовского района могут появиться лица, склонные к совершению правонарушений и преступлений экстремистского и террористического характера.
С целью активизации работы на данном направлении всеми органами правоохраны и органов местного самоуправления Тазовского района, 23 марта 2011г. прокурором Тазовского района с участием руководителей и представителей правоохранительных органов и органов местного самоуправления проведено межведомственное совещание на тему: «О мерах по повышению эффективности работы по противодействию правонарушениям и преступлениям, экстремистской и террористической направленности, а также в сфере миграции».
В ходе проведенного совещания и анализа проводимой работы на данном направлении были выявлены некоторые недостатки в деятельности указанных органов.
Так, не смотря на значительное увеличение прибывающих на территорию района иностранных граждан и лиц без гражданства, сотрудниками Тазовского отделения УФМС РФ по ЯНАО, в отсутствие объективных причин, допущено снижение результатов работы по выявлению и привлечению к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства в сфере миграции. Неэффективно используются контрольные полномочия по проведению плановых и внеплановых проверок.
Сотрудниками органа внутренних дел в данном направлении также допущено снижение результативности работы.Кроме того, органами правоохраны не принимаются меры по выявлению и пресечению преступлений, предусмотренных ст. 322.1 УК РФ – организация незаконной миграции.
Проверки антитеррористической защищенности опасных производственных, потенциально опасных объектов, объектов жизнеобеспечения, иных объектов с массовым пребыванием граждан проводятся лишь в отношении ограниченного круга объектов, и как правило, выявленные нарушения в течении длительного времени не устраняются. Не смотря на это, недостатки по антитеррористической защищенности объектов на заседаниях антитеррористических комиссий Тазовского района рассматриваются не в полном объеме и не основаны на конкретных актах проверок, проведенных сотрудниками ОВД по Тазовскому району.
Нередко допускаются нарушения миграционного законодательства и в деятельности сотрудников уголовно - исполнительной инспекции.
До настоящего времени должностными лицами Администрацией МО Тазовский район не принимаются исчерпывающие меры по профилактике экстремизма и терроризма.
Так, не смотря на направленные в 2010г. в адрес Главы МО Тазовский район, предложения прокурора района в указанной сфере, а также внесения представления об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму, ситуация в лучшую сторону не изменилась.
По настоящее время допускаются факты формального подхода при проведении заседаний антитеррористической комиссии, ответственные лица по реализации принятых решений не назначаются и впоследствии не заслушиваются; до настоящего времени в некоторых организациях и предприятиях не устранены недостатки по антитеррористической защищенности объектов, выявленные в августе 2010г. В целях урегулирования отношений в сфере миграции муниципальные нормативно-правовые акты не принимаются.С учетом изложенного, в целях повышения эффективности взаимодействия правоохранительных органов, органов местного самоуправления и результативности работы по недопущению фактов терроризма и экстремизма на территории Тазовского района межведомственное совещание постановило принять следующие меры:
Прокуратуре Тазовского района:
Обеспечить надлежащий надзор за соблюдением законодательства о противодействии терроризму и экстремизму органами местного самоуправления и правоохранительными органами, осуществляющими свою деятельность на территории Тазовского района;
Провести дополнительную проверку полноты принятых мер органами местного самоуправления, органом внутренних дел, руководителями организаций и предприятий района по устранению выявленных недостатков по антитеррористической защищенности объектов, а также контрольную проверку соблюдения миграционного законодательства.
ОВД по Тазовскому району:
Принять дополнительные меры по активизации работы по предупреждению терроризма и экстремистской деятельности, считать профилактику и предупреждение терроризма и экстремистской деятельности одним из важнейших направлений в работе, при этом не допускать снижения результативности работы по выявлению административных правонарушений в сфере незаконного миграции.
На постоянной основе осуществлять проверки объектов систем жизнеобеспечения Тазовского района, а также иных объектов с массовым пребыванием людей.
Ужесточить контроль за временным проживанием на территории Тазовского района иностранных граждан и лиц без гражданства, проведением с ними профилактической работы с целью недопущения совершения ими правонарушений и преступлений.
Тазовскому отделению УФМС РФ по ЯНАО:
Активнее использовать представленные федеральным законодательством полномочия по выявлению административных правонарушений в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, в отношении злостных нарушителей указанного режима, материалы направлять в суд для решения вопроса об их административном выдворении;
Повысить эффективность при проведении плановых и внеплановых проверок в сфере соблюдения миграционного законодательства, исключив формальный подход;
Ужесточить контроль за законностью временного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Тазовского района. Принимать исчерпывающие меры по установлению обстоятельств, являющихся основанием для аннулирования выданного разрешения на временное проживание.
Принимать своевременные и исчерпывающие меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности за неуплату штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение правонарушения в сфере миграции.
УИИ № 10 УФСИН РФ по ЯНАО:
На постоянной основе проводить профилактические мероприятия в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанными с лишением свободы и потенциально способных к проявлениям экстремистского и террористического характера. При наличии оснований, принимать исчерпывающий комплекс мер по отмене, либо продлению условной меры наказания, либо замене наказаний.
Незамедлительно, информировать Тазовский отдел УФМС РФ по ЯНАО о поступлении на учет, либо снятия с учета иностранных граждан и лиц без гражданства.
Рекомендовать Администрации МО Тазовский район:
В целях урегулирования отношений в сфере миграции на территории Тазовского района, принять соответствующие муниципальные правовые акты.
В кротчайшие сроки завершить разработку и принять целевую программу по противодействию терроризму и экстремизму.
В ближайшее время провести очередное заседание антитеррористической комиссии МО Тазовский район, с приглашением руководителей организаций и предприятий района, которые до настоящего времени не устранили выявленные ОВД по Тазовскому району недостатки по антитеррористической защищенности объектов. Принять исчерпывающие меры по устранению данных недостатков.
В дальнейшем, на очередных заседаниях антитеррористической комиссии, рассматривать вопросы по проведению данных проверок, их результатов и устранению недостатков.
Контроль за исполнением принятых решений настоящего межведомственного совещания возложена на руководителей правоохранительных органов Тазовского района и органов местного самоуправления.
Прокурор Тазовского района
младший советник юстиции А.П. Шедловский