Конституционный суд Российской Федерации признал не соответствующим Конституции РФ положение Уголовно-процессуального закона о разумных сроках уголовного судопроизводства
Поводом для оценки конституционности ч.З ст.6.1 УПК РФ стала жалоба жителя Республики Коми, который в июне 2009 года обратился с заявлением о преступлении, а уголовное дело было возбуждено спустя 6 лет - в ноябре 2015 года. Мужчина обратился в суд по месту жительства с административными исковыми требованиями о присуждении компенсации за нарушение его права на уголовное судопроизводство в разумный срок, однако ему было отказано со ссылкой на то, что продолжительность судопроизводства следует исчислять со дня признания заявителя потерпевшим и по день вступления в законную силу приговора.
Рассмотрев жалобу, Конституционный Суд РФ указал, что в положениях ст.6.1 УПК РФ законодатель вполне определенно указал моменты, с которых исчисляется разумный срок уголовного судопроизводства: момент начала осуществления уголовного преследования или день подачи заявления, сообщения о преступлении.
Между тем ч.З ст.6.1 УПК РФ по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, исключает из оценки разумности срока уголовного судопроизводства в случаях, когда производство завершилось обвинительным приговором, продолжительность стадии возбуждения данного дела (проверки заявления о преступлении), что приводит к нарушению конституционных прав лица, которому преступлением причинен вред.
В результате Конституционный Суд РФ признал ч.З ст.6.1 УПК РФ не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она позволяет при определении разумного срока уголовного судопроизводства для лица, которому преступлением причинен вред, не учитывать период со дня подачи им заявления о преступлении и до момента возбуждения уголовного дела об этом преступлении в случаях, когда производство по данному делу завершилось постановлением обвинительного приговора.
Подробнее с документом можно ознакомиться на официальном сайте Конституционного Суда РФ (www. ksrf.ru).
Усилена административная ответственность за несоблюдение правил охраны водных объектов.
Федеральным законом от 15.04.2019 № 57-ФЗ усилена административная ответственность за правонарушения в сфере водных объектов, предусмотренные статьями 8.13 - 8.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изменения коснулись только должностных и юридических лиц, для физических лиц размер административного штрафа за совершенные правонарушения в указанной сфере остался прежним.
Так, в случае нарушения водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, должностное лицо подлежит административному штрафу в размере от 20 тыс. до 30 тыс. рублей, юридическое лицо - от 80 тыс. до 100 тыс. рублей.
За незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов, в соответствии с новой редакцией статьи, предусмотрен административный штраф для должностных лиц от 30 тыс. до 40 тыс. рублей; для юридических лиц - от 100 тыс. до 120 тыс. рублей.
Кроме того, загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах, а также нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение влекут наложение административного штрафа на должностных лиц - от 50 тыс. до 80 тыс. рублей; на юридических лиц - от 150 тыс. до 300 тыс. рублей.
В случае нарушения правил водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений, а также правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств размер штрафа для должностных лиц составит от 30 тыс. до 40 тыс. рублей, для юридических лиц - от 80 тыс. до 120 тыс. рублей.
Ранее размер административного штрафа за указанные правонарушения составлял для должностных лиц до 5 тыс. рублей, для юридических лиц до 40 тыс. рублей.
С текстом документа можно ознакомиться на официальном Интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru.