Обеспечение безопасности дорожного движения в темное время суток
В Ямало-Ненецком автономном округе проблема обеспечения безопасности дорожного движения в темное время суток стоит особо остро, так как велика продолжительность темных периодов времени.
Только за январь-февраль 2020 года, около 65% от общего количества ДТП, произошло в темное время суток, несмотря на то, что интенсивность движения в этот период значительно ниже, чем при дневном свете. При этом, все ДТП со смертельным исходом непосредственно в темное время суток за пределами населенных пунктов.
В целях недопущения аварийности, снижению тяжести последствий дорожных аварий по причине управления водителями технически неисправными транспортными средствами с установкой на авто источников света не соответствующих требованиям стандартов, на территории Тазовского района сотрудники полиции активизируют работу, направленную на выявление такого вида нарушения ПДД.
Напомним, что в соответствии с требованиями ПДД, а именно п. 3.1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства «количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов должны соответствовать требованиям конструкции транспортного средства». Кроме того, нарушением является в соответствии п. 3.4, того же нормативного акта, «отсутствие рассеивателей, либо использование рассеивателей и ламп, не соответствующих типу данного светового прибора». Информация о требованиях к световым приборам транспортного средства, содержится в одобрении типа транспортного средства, руководстве по эксплуатации транспортного средства, либо может быть получена из источников, обладающих официальной информацией о конструкции транспортного средства в случае отсутствия данных документов. К таким источникам могут быть отнесены изготовитель транспортного средства, представитель изготовителя или иное уполномоченное им лицо (официальный дилер).
В силу п. 1.3.8 Технического регламента, изменение источника света, отличного от предусмотренного заводом-изготовителем транспортного средства или светового прибора, является внесение изменения в конструкцию транспортного средства. Наиболее влияющие на безопасность дорожного движения, ввиду ослепления водителей встречных транспортных средств, является неправомерное использование светодиодных и газоразрядных ламп в световых приборах.
Класс источника цвета, установленного в устройствах освещения, также должен соответствовать указанному изготовителем в эксплуатационной документации с учетом заводской комплектации данного транспортного средства. Изменение класса используемого источника света категорически запрещена.
В соответствии с требованиями, каждая фара, установленная на транспортном средстве, должна иметь маркировку, указывающую на категорию источника цвета с которым допускается ее эксплуатация. При этом замена категории используемого источника света запрещена.
Необходимо отметить, что данная норма не распространяется на транспортные средства, снятые с производства. На них разрешается установка внешних световых приборов от транспортных средств других марок и моделей. Однако, при этом подразумевается установка только тех световых приборов, цвет огней и режим работы которых, соответствует требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации.
LED(светодиодные лампы), D(газоразрядные лампы)
В силу п. 3.8.2 Приложения №8 к Техническому регламенту, не допускается использование в устройствах освещения (фарах) сменных источников света, не имеющих знака официального утверждения, либо с несоответствующим документации классом источника света, цоколем, мощностью, цветовой температурой, а также переходников цоколя источников света одного класса на другой при установке источника света в световой модуль. Согласно данным Правилам, каждая фара должна иметь маркировку, где указана маркировка категория источника света, установка светодиодных ламп в фары, предназначенные для использования с галогенными лампами накаливания недопустима.
В соответствии с п. 3.6 Перечня неисправностей, нарушением является «установка спереди-световых приборов с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого…».
В случае установки на транспортные средства спереди световых приборов, в том числе фар, с огнями красного цвета, или световозвращающих приспособлений красного света, а равно световых приборов цвет огней и режим работы которых не соответствует требованиям «Основных положений», наступает административная ответственность по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ. Материал направляется для рассмотрения и принятия решения в суд. Ответственность, предусмотренная за данный вид административного правонарушения - лишение права на управление транспортными средствами на 6-12 месяцев с конфискацией приборов и приспособлений.
В июне 2019 года мировым судьей мирового суда Тазовского судебного участка вынесено постановление о лишении специального права на срок шесть месяцев тазовчанина, который управлял транспортным средством, на передней части которого были установлены световые приборы с огнями синего цвета.
Необходимо заметить, что в случае если водитель транспортного средства отказывается выполнить законное требование сотрудника полиции, к примеру, открыть капот транспортного средства, для проведения проверки соответствия источника света световых приборов, марок, модификации, тем самым совершает административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей», ответственность за которое предусмотрена в виде административного штрафа либо административного ареста на срок до 15 суток по решению суда.