Меню
Версия для слабовидящих
booked.net

Скрыть
Для перехода на главную страницу официального сайта Администрации Тазовского района, нажмите на ссылку
Поиск по сайту

Ямал эволюционно переходит на новую модель управления в муниципалитетах

14 Октября 2008

   Состоялась видео-пресс-конференция Виктора Казарина с ямальскими журналистами по вопросам реформы местного самоуправления, оптимизации работы местной власти и ее эффективности, сообщает ИГ "Ямал-Информ".  
   Вице-губернатор ЯНАО Виктор Казарин напомнил о том, что 14 ноября 2007 года губернатор в своем послании задал стратегическую линию дальнейшего совершенствования управления в муниципальных образованиях. Ее смысл заключается в том, чтобы из обязанностей высших должностных лиц в муниципалитетах выделить исполнительные функции и функции главы администрации, изменить порядок распределения обязанностей между высшим должностным лицом муниципального образования и главой администрации. Причем, система избрания главы муниципального образования такова: он избирается из состава депутатов местной думы, а глава администрации исполнительного органа местного самоуправления назначается на конкурсной основе и работает по контракту.
    В послании было отмечено, что к этой системе мы будем приходить эволюционно, а не революционно. И вот сейчас на Ямале складываются обстоятельства, которые заставляют привлечь более детальное внимание журналистов, общественности к этапам эволюции. Обстоятельства таковы, что в муниципальном образовании город Ноябрьск у главы Николая Коробкова заканчивается срок полномочий в марте 2009 года. Уже сегодня нужно определить, по какой линии мы будем двигаться дальше. Потому что запустить новую модель можно только одновременно с главой избирая депутатов. И уже после того, как депутаты изберут председателя, то есть, главу муниципалитета, начинает работу конкурсная комиссия, и на конкурсной основе избирается глава администрации этого муниципалитета.
    В ближайшее время, то есть, в марте 2009 года предстоят выборы не только в Ноябрьске, но и в Лабытнангах, где глава муниципального образования Леонид Савченко досрочно сложил с себя полномочия.
   И вот сегодня поступают предложения от общественности, отделений политических партий, депутатов названных муниципальных образований: запустить новые модели управления в городских округах.
   Виктор Казарин напомнил и о других недавних наиболее значимых политических событиях. Это выборы депутатов Государственной Думы РФ в декабре 2007 года, затем президентские выборы и развернутое обсуждение на уровне округа стратегии-2020. 'Беспрецедентный случай за последние 15 лет, когда российское правительство, глава государства ставят задачу определения перспективы развития страны, каждого региона и населенного пункта не только на среднесрочную, трехлетнюю перспективу, но и на долгосрочную перспективу до 2020-го года, - сказал Виктор Казарин. - Мы видим, как формируется стратегия и как важно, чтобы сформировалась вертикаль власти, чтобы мы работали синхронно, усилив исполнительскую дисциплину и прекратив бесплодные дискуссии на тему 'кому на Руси жить хорошо?'. Все понимают, что только объединяя усилия органов государственной власти и местного самоуправления можно добиться реальных результатов'.
    Модель, о которой рассказал вице-губернатор, как раз и нацелена на то, чтобы повысить эффективность управления муниципальными образованиями. Требования, которые сегодня предъявляются к главе администрации, это, в первую очередь, не просто человеческие качества, и лидерство политика. Очень важно, чтобы он обладал полным набором профессиональных навыков, опытом, знаниями в области управления. Потому что управление городским хозяйством сегодня по сложности не уступает управлению крупной корпорацией. И здесь важны не популистские заявления, а умение грамотно планировать, подбирать, готовить и расставлять кадры, соответственно, добиваясь поставленных задач на благо жителей муниципального образования, а следовательно, и всего округа.
     Функции главы представительного органа (он же глава муниципального образования) другие. Это представительские функции. Он избирается составом депутатов, у него появляется больше возможностей общаться с населением, работать с представителями общественности, гражданского общества, концентрировать внимание на текущих проблемах, которые мешают жить населению. А затем, через программы, которые принимают депутаты, корректировать деятельность исполнительного органа. В том числе, концентрировать усилия на выработке дальнейшей стратегии развития своего муниципального образования, устанавливать взаимодействие, контакты с хозяйствующими субъектами, градообразующими предприятиями.
На взгляд разработчиков закона, заложивших в него такую норму, это гармоничное сочетание. И ямальские власти, исходя из местного, пока небольшого опыта и опыта соседних регионов, пришли к пониманию того, что нужно двигаться в этом направлении.
Виктор Казарин обратил внимание на то, что сегодня по всему спектру важных направлений деятельности руководители округа обращаются к журналистам, к общественности, стараются выстраивать диалоги с политическими партиями, имеющими свое представительство в парламенте, и в соответствии с реальностью формирующими свои программные документы. 'Мы ведет речь о расширении роли гражданского общества, его участии в жизни конкретного поселения, города, района и, естественно, автономного округа в целом, - сказал он. - И поэтому предлагаем рассмотреть вариант перехода на новую модель управления там, где это возможно, эволюционным путем. То есть путем внесения поправок в Уставы муниципальных образований внедрить новую систему выборов, формирования городских дум'.
Сегодня все думы районов и городов сформированы по мажоритарной системе. Сейчас предлагается внедрить смешанную систему: мажоритарно-пропорциональную. То есть, половина депутатов избирается по избирательным округам, а половина - по партийным спискам. Здесь есть свои особенности. Самая главная заключается в том, что сегодня очень много вопросов звучит и в адрес центра, дескать, куда вы смотрите, почему не обращаете внимания на недоработки на отдельных территориях? Виктор Казарин заверил, что самом деле власти всегда обращают на это внимание, но не всегда могут повлиять. Через новую систему у жителей поселения, муниципального образования появляется возможность реально влиять на конкретную ситуацию. Избирая депутата по территориальным избирательным округам и голосуя за ту или иную партию. Вследствие этого повышается дисциплина: когда депутат, представляющий партию, не дорабатывает по тем или иным причинам,, не нужно проводить дополнительные выборы. Предоставляется возможность по партийному списку продвигать тех, кто в него включен и, соответственно, совершенствовать работу представительного органа. 'Такая инициатива в округе появилась, мы ее поддерживаем и готовы оказать методическое сопровождение, помощь,' - подчеркнул Виктор Казарин.
  Безусловно, для населения глубоко не безразлично, насколько эффективно работают органы местного самоуправления, но они не всегда они могут реально повлиять на то или иное событие. Сегодня даже практика проведения общественных, публичных слушаний показывает низкую активность граждан. 'Мне кажется, что через внедрение этой системы, дополнительные поправки, которые вносятся в систему муниципального управления, позволят поднять активность населения, - подытожил вице-губернатор. - И, самое главное, у тех людей, которым мы доверим управление территорией, муниципальным образованием повысится ответственность и умение работать в команде'.
Затем Виктор Казарин ответил на вопросы журналистов из муниципальных образований округа.
Ноябрьск: - Недавно был подписан Указ президента об оценке эффективности органов местного самоуправления. Насколько новая система управления муниципалитетами соответствует критериям и параметрам, которые были заложены в этом указе?
- Федеральным правительством и главой государства подводилась под новую модель четко выстроенная система критериев и показателей, которая определяет оценку деятельности как главы муниципального образования, так и главы региона. К сожалению, на сегодняшний день есть критерии и показатели, которые в целом по региону выглядят удовлетворительно, а иногда даже ниже, чем удовлетворительно, потому что не дорабатывают территории. Не хватает грамотности определенных руководителей, а отвечать приходится всему региону. Данная система как раз будет отражать и измерять деятельность должностного лица, представляющего представительный орган власти. В контрактах отражаются эти показатели, и глава администрации должен мобилизовать все усилия для того, чтобы их выполнить. Безусловно, со стороны губернатора как высшего должностного лица субъекта Федерации и главы муниципалитета, вместе с депутатским корпусом для этого должны быть созданы все необходимые условия. То есть, азработаны нормативно-правовые акты, принят соответствующий бюджет, созданы условия технические, организационные, правовые для того, чтобы глава администрации вышел на те параметры, которые характеризуют муниципальное образование как благополучное, стабильное. То есть, наша новая модель в полной мере будет соответствовать тем требованиям, которые предъявляет указ президента.
- Не будет ли у населения в результате этой реформы утрачено избирательное право?
- Постараюсь еще раз сформулировать, что, безусловно, выборы главы исполнительного органа местного самоуправления будут проходить на конкурсной основе, и горожане уже не будут его избирать путем голосования. Но при этом у каждого жителя остается право, во-первых, либо через общественные организации, политические партии, либо прямым личным обращением в конкурсную комиссию высказать то или иное мнение по кандидатурам. Потому что вся процедура назначения на конкурсной основе главы администрации муниципального образования будет проходить открыто, публично. Что касается главы муниципального образования, он избирается сначала как депутат и уже на городской или районной думе депутата избирают главой муниципального образования. Он точно так же открыт, подотчетен. И в любой момент, если при каких-то условиях, по разным причинам, глава не справляется со своими обязанностями, у жителей есть возможность повлиять на то, чтобы произошло замена, причем не дожидаясь, пока закончится выборный срок, а исходя из того, что в процессе исполнения своих обязанностей, в процессе выборного периода мы могли скорректировать деятельность в пользу ее эффективности. Может быть, я еще не раскрыл весь спектр возможностей в силу ограниченности времени. Думаю, что если вы сами еще поразмыслите, то найдете десяток положительных моментов системы, которая позволяет жителям активно влиять на этот процесс.
Новый Уренгой: - Хотелось бы услышать, в какие сроки Новый Уренгой перейдет на новую систему?
- В Новом Уренгое пока вопрос не столь актуален. Здесь всего полгода назад избрали главу муниципального образования, у депутатов впереди года три плодотворной работы, поэтому все пройдет эволюционно. В случае с Лабытнангами и Ноябрьском приблизилось окончание срока у глав, в Новом Уренгое, может быть, этот период приблизится по окончанию срока депутатов.
Лабытнанги: - В нашем муниципальном образовании будут досрочные выборы главы. В связи с этим не стоит ли депутатам досрочно сложить с себя полномочия?
- Спасибо за вопрос, он раскрывает одно из условий, необходимых для того, чтобы система заработала. Безусловно, для того, чтобы внедрить эту систему в Лабытнангах, а там происходит разбалансировка: выборы главы, а через год - выборы депутатов, депутаты выходят с предложением самороспуска. Думаю, это будет правильный шаг, и мы его поддержим, окажем всевозможное методическое сопровождение, как это грамотно сделать. Это непременное условие для того, чтобы запустить эту модель: депутаты муниципальных образований и Ноябрьска, и Лабытнанги должны сложить с себя полномочия. Но не потому, что они не справились со своими обязанностями или не смогли довести до конца начатые программы. Это нужно расценивать как шаг доброй воли, направленный на дальнейшее совершенствование эффективной работы органов местного самоуправления во благо своих жителей. Эти сведения нужно очень точно, правильно донести до населения, чтобы не трактовалось так, что депутаты либо не захотели исполнять свои обязанности, либо они расписались в своем бессилии. В данном случае этот шаг оправдан, он позволяет сэкономить и бюджетные средства и, самое главное, запустить новый механизм управления. Депутаты, которые пойдут на такой шаг, заслуживают уважения и поддержки, административной и информационной.
Надым: - Реформа местного самоуправления идет на Ямале не первый год. Она высветила ряд проблем, особенно кадровую. Существуют ли какие-то программы подготовки кадров для органов местного самоуправления?
- Новая модель предусматривает, что на должность главы администрации может приглашаться не только житель конкретного муниципального образования, а управленец, который прошел хорошую школу производственной практики на территории автономного округа или, может быть, даже за его пределами:Существует целая программа совершенствования подготовки муниципальных служащих, она предусматривает не только проведение семинаров, которые уже вошли в традицию и проходят на площадках иногда муниципальных образований, иногда в Салехарде. Также подход к формированию резервов и действующего состава кадров предусматривает обязательное прохождение обучения на базе аккредитованных академий, которые расположены в федеральных округах. Поэтому могу заверить, что этому вопросу мы придаем очень большое значение и уже с этого года займемся не только подготовкой действующего состава, но еще и резервом кадров.
Губкинский: - Разумно ли применять такую модель в муниципальных образованиях, где администрации и депутаты работают слаженно и эффективно в течение многих лет?
- Первое базовое условие: все это делается, в первую очередь, по инициативе, по желанию самого муниципального образования, его представительного органа, его жителей. Никто не намерен навязывать новую модель. Но опыт, который, думаю, у нас сегодня появится, думаю, даст возможность для переосмысления, переоценки. Может быть, есть резервы? Вы посмотрите, как загружен ваш глава, он полностью отдается своему любимому городу, и есть результаты. Но не так много таких людей, которые просто физически способны тянуть эту лямку. Разумное разделение иногда дает позитив. Но, подчеркиваю, в основе будет лежать, в первую очередь, понимание самого муниципального образования, необходимости внедрения новой системы управления. Все будет идти эволюционно, время покажет, сейчас основные показатели работы глав и муниципальных образований мы сдали по субъекту Федерации, в ближайшее время в соответствии с законом такие же показатели будут сданы по муниципальным образованиям. Мы внимательно их рассмотрим и там, где все стабильно и эффективно, никто не собирается создавать проблемы.
Салехард: - С 1 января 2009 года заканчивается переходный период по реализации федерального закона о местном самоуправлении. В какой степени готовности Ямал подошел к выполнению этого закона в полную силу?
- Ямал подошел к выполнению этого закона удовлетворительно. Сейчас готовится большой пакет поправок в 131-й закон, который продлит срок ряда положений переходного периода на 3 года. Если городские округа и районы Ямала полностью подготовились, то с поселениями возникают вопросы, в первую очередь, кадровый. Передавая им полностью полномочия на уровень поселений, нужно обеспечить их кадрами, имущественным комплексом. Естественно, при передаче имущественного комплекса необходимо провести ряд серьезных работ, связанных выделением земельных участков, с регистрацией этого имущества. Здесь есть определенные моменты. Если срок будет продлен, то наши муниципальные образования поселенческого типа, смогут серьезнее подготовиться и принять эту эстафету без осложнений. Но даже если бы этот закон нужно было бы внедрять уже с 1 января 2009 года, мы были бы готовы.
Салехард: - Даже профессионалам необходимы для работы финансовые ресурсы. Сколько у нас местных дотационных бюджетов, достаточно ли у них будет средств для реализации полномочий, которые на них возлагает 131-й закон и удалось ли на экспериментальных площадках сегодня уменьшить дисбаланс между расходными полномочиями и доходными источниками?
- Практически все муниципальные образования у нас сегодня дотационные. Все зависят от финансовой помощи субъекта Федерации. Консолидированный бюджет автономного округа можно разделить на две части: 80 процентов - это все, что находится в муниципалитетах, и муниципалитеты ими управляют, и 20 процентов - это бюджет автономного округа. То есть, пропорция достаточно серьезная. Финансовых ресурсов под те задачи, которые мы перед собой поставили, явно не хватает. Мы уже второй год принимаем бюджет с дефицитом, и сейчас к этому готовимся. И естественно, многое зависит от эффективности управления расходной частью. Бюджет по Приуральскому району используется наиболее рационально. Если вы проедете сегодня по поселениям, увидите заметные изменения, которые происходят в каждом из них. По Тазовскому району сегодня создана рабочая группа, мы рассматриваем его работу, в том числе, через призму эффективного управления бюджетными ресурсами. Если подытожить: в действующей системе у нас дилетантов нет, все профессионалы. Но есть люди, которые перенапряжены. Нагрузка, которая лежит на главах - это неимоверно высокая ответственность. Новая система как раз и позволит перераспределить ответственность и действовать более эффективно. Сегодня главе приходится быть в нескольких ролях и разрываться на части: перед населением, общественностью, перед хозяйственниками, округом, своей администрацией и еще принимать иногда непопулярные меры. Ведь не всегда совпадают пожелания населения, и разрешать эти противоречия трудно. Новая модель снимет с человека непомерную нагрузку и поможет ему раскрыться в других серьезных моментах.
По бюджету скажу, что бюджет автономного округа и действующий, и предстоящий сохранит все потребности автономного округа, чтобы мы выполняли все свои полномочия в полном объеме. И когда я говорю 'не хватает', то говорю о бюджете развития. Бюджет развития можно создать только при рачительном использовании на местах и, естественно, выстраивая 'мостики' государственно-частного партнерства, привлекая инвесторов и партнеров, которые вкладывали бы свои финансовые ресурсы, в том числе внебюджетные. И как раз у главы администрации как менеджера - все карты в руках.

69