Тазовские педагоги приняли участие в форсайт-сессии по внедрению проектного менеджмента в систему образования района
Представители Департамента образования Администрации района, директора и завучи школ, педагоги учреждений дополнительного и дошкольного образования приняли участие в форсайт-сессии по внедрению проектного менеджмента в систему образования Тазовского района, цель которой - повысить качество образования. Говоря о целях проекта, его руководитель Наталья Штрубина отметила, что задачи стоят глобальные, но, если приложить все усилия, вполне выполнимые:
- Тазовский район приступил к новому этапу развития, нужно поставить новые цели и правильно выстроить маршрут, чтобы достичь их с помощью такого инструмента, как проектный менеджмент. На протяжении трёх дней мы познавали эти инструменты. Научились, как правильно выстраивать работу и получать реальные результаты и практические наработки. Узнали, что должны делать руководители школ, руководители учреждений дополнительного и дошкольного образований для того чтобы «двинуть» всю тазовскую систему образования в едином направлении. При этом каждая организация искала свой уникальный подход, - поясняет руководитель Президентских программ подготовки управленческих кадров в сфере образования, директор Центра развития образовательных систем, заведующий кафедрой проектного управления в сфере образования РАНХиГС при Президенте РФ, Почётный работник сферы общего образования, доцент факультета педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова Наталья Штрубина.
Наш район оказался в числе 11 муниципалитетов, которые стали экспериментальными площадками, - это открывает широкие возможности нашим педагогам и руководителям учреждений образования. Представители Центра развития образовательных систем будут оказывать помощь в выстраивании модели управления в муниципалитете, формировании портфелей проектов. Эта программа уже успешно реализуется в Московской области, Пермском крае, Ставрополье и Ростовской области и многих других регионах. Дошла очередь и до нас. Сообщает районная газета «Советское Заполярье».
- Мы уже стали понимать, что первое и самое главное, на чём надо сделать акцент - учебная деятельность. Её надо сделать более привлекательной для детей, потому что если у детей будет мотивация, следовательно, будут результаты и всё остальное. Затронули вопросы профориентационной работы, стали понимать, что она всё-таки не системная, есть много недоработок, и нужно найти механизмы, при которых дети планомерно погружались бы во все сферы, чтобы в результате они выбрали себя, - рассказывает Наталья Штрубина.
Директор Центра развития образовательных систем отмечает, что в нашем районе на хорошем уровне дополнительное образование. Сегодня в этой сфере занято 85% детей. Как признаются сами представители учреждений дополнительного образования, им проще, поскольку дети к ним идут уже заинтересованные, поэтому перед педагогами стоят совсем другие задачи: как сохранить и развить этот интерес, и тут, как говорится, все средства хороши.
Сегодня для учащихся в нашем районе создаются хорошие условия: строятся школы, формируется материально-техническая база - это отмечают как руководители школ, так и педагоги. Однако для того, чтобы все дети захотели учиться, этого недостаточно. Захватить внимание детей на 40 минут урока и задействовать весь класс, а не отдельных учеников, раскрыть индивидуальность каждого ребёнка - вот главная задача и основная тема обучения.
- В Тазовском районе настало время пересмотреть подходы, потому что мы, наверное, немного топтались на месте. Лектор идёт в ногу с тем, что у нас сейчас происходит в образовании, но у неё совсем иное видение, именно практическое. Нам этого чаще всего и не хватает, как и не хватает практических идей. Мы можем прослушать лекцию, вебинары, но вот эта практика прельщает, - признаётся директор Тазовской средней школы Ольга Борисова. - Интересна идея о работе в коллективе – есть общая команда, общая цель и мы её достигаем. Ещё одна интересная мысль - прослеживать единство целей через ученика и учителя.
Теория заняла примерно шестую часть обучения, Наталья Штрубина приводила примеры программ, которые уже реализуются и достаточно успешно, и задавала ориентиры, по которым нужно выстраивать работу в наших образовательных учреждениях.
- Внедрение стандарта качества урока - это присутствует во многих проектах в разных видах, но это самый правильный путь. Нужно договориться, что такое хороший урок. Психологи говорят: начало - больше половины целого в любом деле, если начало упущено, то до середины потом будет очень сложно дойти. Следующее: как максимально включить в деятельность детей - это оказалось не так просто. И третье - обратная связь. Нужны новые подходы в учебный процесс, портфель - можно так и называть – внедрение новых подходов, стимулирующих мотивацию. Ещё вопрос: что делать с внеурочкой? Нужно вовлекать туда всех детей, а не только активистов. И ещё один важный момент - изобретательность, сейчас много говорят о нестандартном мышлении, я бы взяла самое простое и назвала портфель «Развитие нестандартного мышления у детей», и это будет ключевой ориентир, - предлагает руководитель форсайт сессии.
Большую часть времени участники сессии посвятили практическим занятиям. Педагоги и руководители делились на группы и самостоятельно, а также под руководством лектора, пытались выделить главные цели и сформировать муниципальные портфели проектов, по которым им предстоит работать в ближайшей перспективе.
Также в рамках сессии участники анализировали ситуацию в образовании района, выявляли перспективы её развития, определяли первые шаги по внедрению модели проектного управления, а также определяли опорные площадки экспериментальных организаций для пилотного внедрения проектного менеджмента в рамках деятельности международной проектно-экспертной Лаборатории «Управление развитием образовательных систем».