Первая концессионная железная дорога в России будет построена на Ямале
Правительство ЯНАО и ОАО «Российские железные дороги» заключили соглашение о совместной реализации проекта Северного широтного хода. Он предусматривает строительство железнодорожной магистрали по маршруту «Обская – Салехард – Надым – Хорей – Пангоды – Новый Уренгой» общей протяженностью 707 километров. Подписи под документом поставили губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин и президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров.
Губернатор ЯНАО поблагодарил главу компании РЖД за проделанную работу над соглашением и продуктивное взаимодействие: «Спасибо вам большое. Проекту Северного широтного хода много лет, он очень сложный. Безусловно, сейчас нужно будет активизировать усилия, мы будем дальше двигаться вперед. Для округа условия для работы созданы максимально комфортные. И любая помощь, которая будет нужна от нас, мы ее предоставим».
«Проделана большая работа, может, незаметная, но большая. Мы на один шаг стали ближе к цели. В скором времени мы проведем еще одну встречу, где определим конкретные дальнейшие шаги и четко сформируем график движения вперед», - отметил президент ОАО «РЖД».
Соглашение предусматривает разделение сфер ответственности между Правительством ЯНАО и ОАО «РЖД» с целью направления в Правительство РФ предложения о заключении концессионного соглашения по строительству и последующей эксплуатации объектов железнодорожной инфраструктуры Северного широтного хода.
Как сообщает пресс-служба главы региона, округ берёт на себя возведение автомобильной части моста через Обь. Железнодорожная часть моста будет построена в рамках концессии. Также Ямал предоставит в федеральную собственность земельные участки, необходимые для строительства магистрали, обеспечит доступ строителей к водным объектам и лесным участкам, предоставит налоговые льготы.
ОАО «РЖД» возьмет на себя реконструкцию железнодорожного участка Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево.
Наша справка. Строительство Северного широтного хода (Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево) является важным условием транспортного обеспечения освоения богатейших месторождений Северного Урала и арктической зоны Российской Федерации. Проект позволяет сформировать стратегически важный транспортный полигон, дополняющий Транссибирскую магистраль с потенциалом выхода к Арктике. Реализация проекта базируется на грузовой базе нефтегазовых месторождений в зоне влияния магистрали
Напомним, в состав Арктического транспортного коридора, входят шесть звеньев. Первое звено – мост через реку Надым (в сентябре 2015 г. введен в эксплуатацию автомобильный мостовой переход). Второе – линейный участок Северного широтного хода от Надыма до Салехарда (есть проект и договорённости с заинтересованными сторонами). Третье – мост через Обь в районе Салехарда (проект разработан, положительное заключение Главгосэкспертизы России получено). Четвертое – путь от станции Обская до станции Бованенково, которая сейчас является конечной точкой железной дороги, которую «Газпром» построил в начале этого века для освоения Бованенковского месторождения. Пятое звено – участок железной дороги от Бованенково до морского порта Сабетты (проект разработан). Шестое звено – новый морской порт Сабетта, открывающий путь всей России в Мировой океан, уже обеспечивает половину всего грузооборота Северного морского пути.
Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин акцентирует внимание на том, что Арктический транспортный коридор откроет стране кратчайший выход к Севморпути, повысит транспортную безопасность России, обеспечит своевременную и полномасштабную реализацию государственной Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации, надёжно обеспечит геополитические и макроэкономические позиции страны в Арктике.