На Ямале утверждён отчёт об исполнении бюджета: округ – среди регионов-лидеров России
Впервые консолидированный бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа по доходам исполнен на рекордные 184 млрд рублей, что выше поступлений 2016 года на 19%.
Об этом было сказано в отчёте об исполнении окружного бюджета за 2017 год, который утверждён на заседании Законодательного Собрания ЯНАО. В документе также отмечено, что в окружной бюджет поступило 162 млрд рублей – это на 22% выше поступлений 2016 года.
Расходы консолидированного бюджета автономного округа за 2017 год исполнены в объёме 169 млрд рублей, или на 97%. Исполнение окружного бюджета по расходам составило 146 млрд рублей – это 98% от плановых показателей. Таким образом, по итогам 2017 года бюджеты муниципальных образований и окружной бюджет исполнены с профицитом при первоначально прогнозируемом дефиците.
Традиционно в структуре расходов консолидированного бюджета порядка 80% - социально значимые. За последние семь лет расходы на социальную сферу выросли почти в два раза. В 2017 году финансирование услуг социальной сферы в расчёте на одного жителя округа составило 147 тысяч рублей, что выше среднероссийского показателя более чем в 3,5 раза. Предусмотренные в бюджете финансовые средства позволили в полном объёме исполнить все «майские» указы Президента России. Объём финансовых ресурсов, направленный на реализацию Адресной инвестиционной программы, в минувшем году составил около 7 млрд рублей, что на 8% превышает объём предыдущего года.
Говоря о проведении взвешенной долговой политики, необходимо отметить, что к концу 2017 года государственный долг региона сокращён на 25% и составил чуть более 25 млрд рублей, или 17% в объёме собственных доходов окружного бюджета, находясь на экономически безопасном уровне. При этом для улучшения его структуры и снижения долговой нагрузки на бюджет произведено досрочное погашение банковских кредитов. В результате структура госдолга претерпела значительные изменения – доля ценных бумаг увеличилась с 59% до 83%, госгарантий – снизилась с 21% до 17%, заимствования в виде коммерческих кредитов отсутствуют.
Кроме того, в 2017 году проведена работа по укреплению финансовых основ местного самоуправления в автономном округе, результатом которой стало отсутствие муниципалитетов с низкой степенью качества организации и осуществления бюджетного процесса. Общий объём межбюджетных трансфертов, предоставленных в прошедшем году в бюджеты муниципальных образований, составил почти 58 млрд рублей, что выше показателей 2016 года на 6 млрд рублей, или на 12%.
Важнейшим приоритетом в сфере управления общественными финансами является открытость и доступность бюджетных данных. В отчётном периоде обеспечена публикация в сети интернет бюджета для граждан, сведений о законе о бюджете и внесённых в него изменениях, проводились опросы общественного мнения по бюджетной тематике. Успехи Ямала в этом направлении высоко оценены Министерством финансов Российской Федерации. По результатам проведённой оценки, в 2017 году автономный округ вошёл в число субъектов Российской Федерации с «очень высоким уровнем открытости бюджетных данных», что соответствует первой (высшей) группе. Также округ отмечен в числе лидеров по направлению «Публичные сведения о деятельности государственных учреждений».
Ямало-Ненецкий автономный округ обладает безупречной кредитной историей и имеет максимально возможные рейтинги для субъектов Российской Федерации, находясь на одном уровне с суверенным рейтингом. На протяжении восьми лет существования системы оценки профессиональной деятельности региональных финансистов и качества организации бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации, которую ежегодно проводит Министерство финансов РФ, Ямал входит в первую (высшую) группу.
Напомним, в 2017 году состоялось дебютное размещение государственных облигаций автономного округа для физических лиц объёмом 1 миллиард рублей. Новый финансовый инструмент, впервые реализованный округом на федеральном уровне, направлен на повышение финансовой грамотности населения, воспитание культуры сохранения и инвестирования своих сбережений гражданами. Приобретя «народные облигации», жители региона не просто вложили свои деньги в рыночный инструмент с высокой доходностью при отсутствии каких-либо рисков, они стали инвесторами, участниками социально-экономических преобразований в автономном округе.
Реализованная в 2017 году бюджетная политика округа позволила полностью решить задачи, поставленные законодательными и исполнительными органами государственной власти региона по обеспечению социальной и экономической стабильности округа. Основными итогами успешно реализованной бюджетной и налоговой политики являются показатели устойчивости и предсказуемости бюджетной системы автономного округа, выполнения в полном объёме всех принятых социальных обязательств, а также улучшение качества жизни граждан, положительная динамика развития реального сектора экономики, реализация инфраструктурных проектов.
Также сегодня на заседании Законодательного Собрания автономного округа утверждены изменения в Закон об окружном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов. Уточнение главного финансового документа обусловлено увеличением прогноза поступлений налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций, а также учтены безвозмездные поступления средств из федерального бюджета.
В расходной части бюджета уточнено финансовое обеспечение приоритетных социально значимых обязательств государства. В частности, в целях доведения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума и безусловного исполнения «майских» указов Президента Российской Федерации увеличен объём бюджетных ассигнований, направляемых на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.
В сфере образования предусмотрено усиление финансового обеспечения оснащения образовательных организаций необходимым оборудованием, что будет способствовать увеличению количества мест в дошкольных образовательных организациях и внедрению профессиональных компетенций мастерства по международным стандартам Ворлдскиллс. Кроме того, планируется приобретение нового здания в сфере среднего профессионального образования. Также предусмотрены средства на проведение капитальных ремонтов детских садов и школ.
Помимо повышения заработной платы работников учреждений здравоохранения дополнительные ассигнования в сфере здравоохранения будут направлены на дооснащение детских поликлиник основными средствами в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи, на приобретение вакцин для повышения охвата детей прививками, на совершенствование системы льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий пациентов и капитальный ремонт учреждений здравоохранения.
Кроме того, увеличены бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, в том числе на объекты с высокой степенью готовности. Предусмотрены отдельные мероприятия в области ликвидации аварийного жилищного фонда, обеспечения жильём отдельных категорий граждан и формирование в округе арендного жилья, а также на содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения и капитальный ремонт дворовых территорий многоквартирных домов.
С учётом предлагаемых корректировок доходы и расходы окружного бюджета на 2018 год составят по 155,6 млрд рублей, что на 6,5% больше утверждённых показателей. При этом бюджет традиционно сохранит свою социальную направленность.