Меню
Версия для слабовидящих
booked.net

Скрыть
Для перехода на главную страницу официального сайта Администрации Тазовского района, нажмите на ссылку
Поиск по сайту

Малому бизнесу - надежная правовая база

18 Июня 2009

     Вступили в действие федеральные законы, которые ограничивают полномочия сотрудников органов внутренних дел, устанавливают порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
     С 11 января 2009 года вступил в действие Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности", значительно ограничивающий полномочия сотрудников органов внутренних дел при проведении проверок сведений о правонарушениях в предпринимательской сфере.
     До настоящего времени для проверки сведений о правонарушениях в данной сфере милиция была вправе: производить осмотр служебных помещений и досмотр транспортных средств; изучать документы; изымать образцы сырья, продукции и товаров для экспертизы; требовать проведения проверок и ревизий или самостоятельно проводить их.
     Внесенными изменениями милиция лишается указанных полномочий. Это означает, что теперь должностные лица органов внутренних дел при проведении мероприятий, направленных на пресечение правонарушений и преступлений, должны будут руководствоваться только теми процедурами и порядком их применения, которые предусмотрены нормами УПК РФ и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, в рамках оперативно-розыскной деятельности (ОРД) милиция сможет изымать документы и устраивать проверки, но лишь в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью граждан, угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности.
     Милиция больше не сможет проводить и налоговые проверки. Ее участие в таких проверках будет ограничиваться лишь обеспечением охраны налоговых инспекторов.
     Предусмотрена необходимость составления протокола в случае изъятия документов, предметов и материалов в рамках гласных оперативно-розыскных мероприятий. Также закреплена процедура заверения и передачи лицу, у которого в рамках оперативно-розыскной деятельности или административного производства были изъяты документы, копий этих документов (за исключением изъятых водительских прав, удостоверений тракториста-машиниста, судоводителя и пилота).
     С 1 мая 2009 года вступил в действие Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", устанавливающий порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
     В настоящем Федеральном законе представляется модернизация действующей системы планового контроля (надзора). В отношении всех видов предпринимательской деятельности плановый контроль (надзор) осуществляется не более чем один раз в три года, за исключением изъятий, предусмотренных законом. Предлагается сохранить иную нормативную периодичность (с учетом сезонности) лишь для контрольно-надзорных мероприятий в отношении социально значимых объектов, для чего законом предусмотрен закрытый перечень указанных объектов (лечебно-профилактические учреждения, учреждения социального обеспечения, дошкольные воспитательные и образовательные учреждения и другие учреждения).
Федеральным законом в соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 2008 года №797 внедряется преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности путем установления обязанности направления всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями до начала осуществления предпринимательской деятельности (отдельных видов деятельности) уведомления о начале предпринимательской деятельности в соответствии с обязательными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности законодательством.
     Кроме того, законом устанавливается исчерпывающий перечень предъявляемых к уведомлениям сведений (охрана окружающей среды, жизни, здоровья и т.д.). Форма и порядок оформления уведомлений о начале предпринимательской деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.
В Федеральном законе регламентируется процедура представления уведомлений и их принятия уполномоченными органами. Согласно его положениям уведомление подписывается руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем и в уведомительном порядке посредством почты (в дальнейшем в электронном виде) направляется в уполномоченный орган, определяемый Правительством Российской Федерации. Сведения, указанные в уведомлении, не требуют подтверждения третьими лицами, что позволяет ликвидировать необходимость получать бесконечные разрешения и заключения специальных учреждений и организаций.
     Ответственность за соответствие уведомления действительности и за соблюдение заявляемых требований несет сам заявитель. В случае проведения необходимых экспертиз для проверки (подтверждения) заявительных параметров, обязанность доказывания возлагается па орган государственного контроля (надзора).
     Проверка сведений, содержащихся в уведомлениях, происходит посредством проведения мероприятий планового государственного и муниципального контроля (надзора) путем проведения выборочных проверок по четко определенным основаниям и критериям, перечень которых является исчерпывающим и не подлежащим расширению или "ведомственному усмотрению".
     Нормами Федерального закона вводится понятие «проверка», которое включает в себя два вида проверок: документарные и выездные. Если ранее орган государственного контроля (надзора) мог по собственному усмотрению назначать проведение любого вида проверок, то теперь установлено разделение возможности организации и проведения проверок в зависимости от видов проводимого контроля (надзора). При этом выездная проверка осуществляется только в случаях, когда проведение документарной проверки недостаточно для установления фактов нарушений действующего законодательства.
     Федеральным законом существенно изменяется идеология проведения внепланового государственного и муниципального контроля (надзора) субъектов предпринимательской деятельности. Так, установлено, что внеплановый государственный и муниципальный контроль (надзор) хозяйствующих субъектов проводится только в случаях проверки информации, полученной органами государственного и муниципального контроля (надзора) от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, органов местного самоуправления или средств массовой информации:
- возникновение угрозы жизни или здоровью людей, загрязнения окружающей среды, аварийных ситуаций;
- причинение ущерба жизни, здоровью людей или окружающей среде.
     Федеральным законом предоставлено органам государственного контроля (надзора) право детализировать порядок организации проверок путем разработки и утверждения в установленном порядке административных регламентов, в которых разграничены случаи проведения документарных и выездных проверок.
     Закон вводит запрет на проведение дублирующего контроля разными контрольно-надзорными органами в отношении одних и тех же требований, в отношении одного и того же объекта. Кроме этого, закон регламентирует процедуру проведения мероприятий внепланового государственного и муниципального контроля (надзора), сроков, порядок оформления ее результатов, действий должностных лиц органов государственного и муниципального контроля (надзора).
     Реализация Федерального закона, как предполагается, позволит повысить экономическую активность предпринимателей (в том числе субъектов малого предпринимательства), в особенности в инновационной и производственной сфере; снизить уровень необоснованного административного вмешательства в предпринимательскую деятельность; сократить коррупционную составляющую проведения контрольно-надзорных мероприятий; снизить расходы государственных и местных бюджетов на организацию проверок; стимулировать граждан, желающих начать предпринимательскую деятельность.

Первый заместитель главы администрации Тазовского района по вопросам экономики и финансов А.И. Иванов, газета "Советское Заполярье"
 

88