Меню
Версия для слабовидящих
booked.net

Скрыть
Для перехода на главную страницу официального сайта Администрации Тазовского района, нажмите на ссылку
Поиск по сайту

Губернатор Ямала, 20 журналистов со всего округа, десятки вопросов на актуальные темы. Дмитрий Артюхов дал пресс-конференцию региональным СМИ в Ноябрьске

28 Мая 2019

       Губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа в Ноябрьске в понедельник, 27 мая, провёл пресс-конференцию для региональных и муниципальных средств массовой информации.
      Во встрече с главой арктического региона приняли участие 20 журналистов из 19 СМИ арктического региона. Вопросы во время общения были самыми разными и отражали весь обширный спектр социальной и экономической жизни Ямала, как сообщает пресс-служба Губернатора ЯНАО.
       Дмитрий Артюхов, открывая пресс-конференцию, подчеркнул, что знает о множестве вопросов к власти и считает необходимым их услышать.

«Вы находитесь на острие, знаете проблемы людей, часто подробно разбираете разные темы», - отметил глава региона. Он анонсировал «большой летний цикл» начала большой стройки – и жилищной, и дорожной – по всему округу, а также рабочие поездки по Ямалу: «Планирую посетить не только крупные населённые пункты, но и маленькие посёлки, чтобы посмотреть, как идут работы».

     Первый вопрос губернатору ЯНАО задал Евгений Сезёмов, корреспондент НТИА «МИГ».

- Вы говорили в послании к Заксобранию о важнейшей задаче – переселении ямальцев из аварийного жилья в новые квартиры. В ближайшие 3 года переедут 5 тысяч человек. Однако нуждающихся значительно больше. Можно ли решить проблему, если людей переселять из ветхого и во вторичное жильё?

- 5 тысяч семей, а не человек. Это важно! Если смотреть по составу семьи, то переедут порядка 15-17 тысяч человек.

     Переселение во вторичное жильё – тема, безусловно, актуальная. Такой вариант мы всегда рассматриваем. В городах, где стоимость жилья на вторичном рынке имеет существенный дисконт перед новым строительством, мы его используем. В частности, в Ноябрьске и Муравленко мы так делаем.
      Но если большой поток бюджетных денег пойдёт на вторичный рынок, мы его «разогреем», и тогда стоимость возрастёт. У нас не все программы связаны с расселением ветхого и аварийного фонда. Есть программы по многодетным и молодым семьям, по бюджетникам, где людям даются на руки средства. Но если мы поднимем цену на вторичном рынке, для них доступность жилья станет меньше. Важно всегда соблюдать баланс.
     Безусловно, в тех городах, где строить дороже, чем покупать капитальное вторичное жильё, нужно пользоваться этим. Когда мы принимали решение по Ноябрьску, мы чётко лимитировали сумму, которую мы дадим на вторичный рынок. Потому что относительно низкая цена на вторичном рынке – это возможность для тех же молодых семей быстрее решить свои жилищные вопросы.
      В целом, говоря о 5-ти тысячах семей, мы сейчас планируем выделить дополнительные средства, чтобы эту цифру увеличить в масштабах округа.

- Вопрос о кадровом резерве. Используется ли он сейчас при выборе глав муниципалитетов. И как Вы считаете, должен ли руководитель города или посёлка прожить достаточно долго в населённом пункте либо родиться там? Насколько от этого зависит эффективность их работы? Евгения Дёмина, журналист телеканала «Ноябрьск 24».

- Наш регион в подавляющем количестве представлен людьми, которые сюда приехали. Родиться на Ямале – хорошо, но порой физически невозможно. Моё и ваше поколение здесь родились, а те, кто постарше, в своё время приехали из других регионов страны.

     Хорошо, когда есть корни. Но мы знаем много примеров, когда люди, относительно недавно проживающие в населённом пункте, имеют хорошую команду, поддержку населения и делают качественно свою работу.

      Кадровый вопрос – сложный всегда, потому что много факторов переплетается. Конечно, мы стараемся искать связки с жизненным путём, с опытом. Но примеры есть разные.
      Не ямальская история, но Сергей Семёнович Собянин не родился в Москве, он родился неподалёку от нас, в Ханты-Мансийском округе, в небольшом национальном посёлке. И москвичи говорят, что он управляет столицей достаточно качественно... Первое время коренные москвичи считали: как не москвич может это делать? Сегодня результаты его работы очевидны.
       Так и у нас на Ямале. Можно найти того, кто здесь вырос, в школу ходил. Я сам вырос в Новом Уренгое. Это важно. Но у меня много коллег, которые приехали недавно. Всё по-разному. Важно, как глава справляется со своими обязанностями, как его команда это делает. Потому что один в поле не воин, муниципалитет – это сложная система, здесь нужна именно командная работа.
      В конце концов, оценку дают жители. Есть разные способы измерения: и социология, и другие способы понять, насколько человек справляется со своей работой. На это надо опираться в первую очередь. 

Ноябрьск находится далеко от столицы округа. Нередко слышу мнение жителей, что они чувствуют недостаточно внимания окружной власти к нашим проблемам. Одна из таких проблем – беспокойство за будущее Ноябрьска. Скажите, каким Вы видите дальнейшее развитие города без учёта нефтегазового сектора? Ольга Мищенко, специальный корреспондент «НоябрьскИнформ».

- Без учёта нефтегазового сектора тяжело видеть развитие любого нашего города. Округ, по сути, существует в том виде, в котором он есть сегодня, благодаря нефтегазовому сектору. Это наше счастье, с одной стороны, что у нас есть эти градообразующие компании.

       В Ноябрьске их две: газовики и нефтяники. Причём газовики в последние годы активно заняты даже за пределами нашего региона. Они обеспечивают ресурсную базу для газопровода «Сила Сибири», работая в Иркутской области. Здесь есть такой костяк первоклассных специалистов, которые востребованы за тысячи километров отсюда.
      В стране в целом газа много, много новых месторождений, которые предстоит разрабатывать. Недавно в прямом эфире с Президентом нашей страны была дана отмашка на выход на Харасавэйское месторождение. Его будут разрабатывать специалисты «Газпром добыча Надым». В Надыме та же история, что в Ноябрьске. Вокруг всё не предвещает больших объёмов работ, но Газпром доверяет многотысячному коллективу идти на новые сложные проекты. И мы понимаем, что там будет работа ближайшие несколько десятилетий. Лет 15 точно только этот проект будет создавать много задач. А это занятость, зарплата, карьера, личное развитие и то, что создаёт на Ямале благополучие.
       То же самое здесь. Мы понимаем, что опыт коллективов, которые работают в Ноябрьске, будет востребован в рамках внутрирегиональных проектов. Они будут развиваться дальше, уходить на шельф.
      С нефтяниками мы регулярно встречаемся. Радует, что они постоянно находят подходы, как стабилизировать ситуацию и где-то даже сдвинуть в позитивную сторону. Сколько себя помню, всегда идут эти разговоры: добыча падает, какие перспективы? Исходя из технологий, которые сегодня появляются, становятся доступными, руководители компаний говорят, что работа будет.
       Но, конечно, не всё строится вокруг этого. Должны быть другие возможности у города и в целом у региона. Мы над этим активно работаем. Города должны преобразовываться. То, что мы наметили в Ноябрьске, в ближайшие годы будет ощутимо. Это новое капитальное и жилищное строительство, благоустройство, базовая инфраструктура, которую город заслуживает – это новая школа, новые детсады. Эти объекты начнут строиться в ближайшие месяцы…
       Сказать что-то принципиально новое невозможно. Мы всё-таки находимся в тяжёлой климатической зоне. Тем не менее, в последний мой приезд мы посещали предприятия, пусть небольшие, которые делают здесь производство. Оно связано с насосным оборудованием, запорной арматурой. В силу наших расстояний везти данное оборудование, скажем, из Поволжья затратно, поэтому предприятиям целесообразно делать здесь, в Ноябрьске, свои производственные цеха.
       На одном из предприятий я спросил у работника размер средней зарплаты, и был приятно удивлён… Конечно, хочется, чтобы таких предприятий было больше, и задача правительства региона и администрации города – создавать для этого условия. Убеждён, что в связи с тем, что добыча усложняется, таких производств на местах, которые позволяют заказчикам быстро и гибко менять оборудование, улучшать его, будет требоваться всё больше. Таковы современные технологии, что постоянно нужна адаптация под конкретные месторождения. Это ещё одна ниша, которая будет в городе развиваться. Со своей стороны будем стараться, чтобы он был более благоустроенный и комфортный для жителей. Для этого у нас точно есть всё.

Дмитрий Андреевич, я представляю Шурышкарский район. Вопрос по поводу комфортного проживания в нашем муниципальном образовании. Шурышкарский район – территория отдалённая, труднодоступная, там нет постоянного представителя Роспотребнадзора. Но регулярно появляется информация о просроченных продуктах питания. А ведь Гиппократ сказал: «Ты то, что ты ешь». Я могу добавить от шурышкарцев: ты то, что ты пьёшь. В Шурышкарском районе есть водоочистные сооружения, но даже после очистки вода в кранах у нас остаётся непригодной для питья – технической. Ещё могу добавить: ты то, чем ты дышишь. В Шурышкарском районе по весне снег серого цвета, на нём остатки сгорания каменного угля. Шурышкарский район – территория, на которой находится наибольшее количество угольных котельных. Вот. Я бы хотела задать Вам свой вопрос: когда же шурышкарцам можно будет есть, пить и дышать без угрозы для здоровья? Ульяна Утхунова, ТРВ-Мужи, Шурышкарский район.

Вот так. На самом деле всегда считал, что один из самых экологически благоприятных наших районов. Потому что там у вас действительно очень красивая земля. И все на самом деле мечтают туда попасть на рыбалку, на отдых. На самом деле забот хватает. Если мы говорим про котельные, то прекрасно помню: приезжал в два главных населённых пункта – в райцентр и в село Горки – и это бросалось в глаза.

       Нами давно было принято решение – в этом году наконец-то оно будет завершено: в этих двух сёлах будут введены новые котельные, которые не будут использовать уголь. Это, конечно, изменит то, о чём вы говорите, в части воздуха.
       В других населённых пунктах надо считать. Потому что уголь на самом деле – самое доступное топливо. И перевод котельных на жидкое топливо, дизельное топливо – это неизбежно тарифные последствия. Хотят ли люди в своих небольших посёлках начать платить больше для того, чтобы меньше сжигалось угля? Тут можно подумать, с фильтрами поработать, ещё с чем-то. Всё должно получить оценку, у нас много мест, где это делается на угле, это вопрос ещё фильтрации. Есть другие способы решения этой проблемы.
       По воде – полностью согласен. Это большая проблема, которая у нас во многих местах Ямала существенна. Допустим, вот недавно говорил, в Лабытнанги, когда мы делали социологию. Это был вопрос чуть ли не номер один. Поэтому сейчас начнём реализовывать проект, чтобы привести туда воду, как мы называем – горную, чтобы в Лабытнанги наконец-то появилась качественная вода.
       У вас ситуация должна решаться путём мобильных модульных водоочистных комплексов. Такой опыт у нас есть. Мы в прошлом году десятки посёлков перевели – и результаты очень хорошие. Начинается следующая проблема, о чём тоже часто говорят: установили новую очистку, а дома принципиально ничего не поменялось. Вот выясняется, что трубы старые – и это уже чисто зона ответственности хозяев или управляющих компаний. Но всё объяснение сути не меняет: вода, как текла из крана несоответствующая, так и продолжается.
        Сейчас мы серьёзно начали над этим работать – для того, чтобы конечный результат тоже поменялся. Здесь, конечно, нужна и определённая доля терпения, и соучастия. Потому что всё-таки каждую квартиру нужно сделать. Это нам всем вместе надо будет работать, в том числе и собственнику, и, например, жителям одного дома, чтобы это сделать вместе.
       Такую плановую замену всех самых тяжёлых наших коммуникаций, которые не позволяют очищенную воду привести конечному потребителю, мы обязательно в ближайшие годы сделаем. Такая программа у нас сейчас внедряется. Вот.
         На самом деле, нам всё это под силу сделать за разумные абсолютно сроки.

- Роспотребнадзор?

- Нужен постоянный Роспотребнадзор?

Конечно.

- Хорошо, пригласим.

- Спасибо.

 

- Все пуровчане и, конечно, уренгойцы с нетерпением ждут ввода капитального моста через реку Пур. Я знаю, что Вы лично контролируете ход работ. Не отстают ли подрядчики от графика и будет ли он введён в срок?

       И в связи с этим ещё один вопрос: как ведётся работа по ведению изменений в федеральное законодательство по предоставлению обязательного бесплатного проезда при реализации таких инвестиционных проектов? Спасибо. Дарья Болдыш, телерадиокомпания «Луч», Пуровский район.

- Да, действительно, мост этот для меня важный, потому что в отличие от других крупных проектов, о которых мы часто говорим (вроде того же Северного широтного хода, где мы лишь, так скажем, территория реализации, которая всячески лоббирует этот проект), – это проект, за который мы целиком отвечаем. Радует, что мы двигаемся не то, что в срок, мы двигаемся досрочно. И наша задача – ввести его в конце следующего года, с годовым опережением того графика, который согласован с инвестором.

      Он должен быть в первую очередь качественным и полностью соответствующий всем требованиям. Но идём очень хорошо. Мне каждую неделю присылают конъюнктуру. Вот на текущий момент по опорам: часть из них уже возведены, часть – в активной стройке находятся. Поверьте, для мостовиков очень большой темп. И визуально это, может, пока ещё не заметно, потому что не хватает – плоскостной части, по которой потом поедут машины. Но если знать ход строительства – это не самое сложное. Самое сложное – это качественные опоры, которые должны выдерживать нагрузку ледохода, ледостава. И вот сейчас они активно делаются. Потом вот эта поверхность появится очень быстро, даже не успеете заметить. И так же быстро по нему потом поедете.
      Мост – полностью наша зона ответственности, мы идём по графику уверенно. Я вас уверяю: всё у нас будет нормально с ним.
      Касаемо платы и законопроекта. Сейчас эта работа ведётся. В любом случае, я уже постоянно повторяю: для населения мост будет бесплатный. Какие бы законы не были приняты – он для населения будет бесплатный. Вопрос всех этих законодательных инициатив – в плоскости, как тарифицировать тяжёлую технику. По нашему убеждению, учитывая тот объём работ, который находится в восточной части округа, тяжёлая техника, которая обычно разбивает дороги, вполне может через определённую плату вернуть часть стоимости этого моста. Это нормально. Так много где делается. А люди? Как ездили, точнее, сейчас это на каких-то договорённостях происходит, а вот там мы зафиксируем это железобетонно – что легковой транспорт будет ехать по нему бесплатно.

- Вопрос общий, актуальный для всего Ямала, о наболевшем, по следам снежной зимы и ранней весны. Дорожников, пожалуй, в этом году вспоминали чаще, чем обычно, и чаще недобрым словом. Здесь свою роль сыграли и соцсети, куда мог написать каждый, в том числе и в Ваш аккаунт. В Новом Уренгое, как и во многих других муниципалитетах, расчисткой от снега занимаются крупные организации. Они чистят и магистрали, и междворовые, и межквартальные проезды, тротуары, дворы и так далее. Работа идёт, результат виден, но, к сожалению, не так быстро, как хотелось бы горожанам. Отсюда и жалобы, и недовольство, потому что одна организация, мы все это понимаем, одномоментно своим графиком не может охватить весь город. Вопрос в следующем. Может быть, стоит раздробить объёмы и отдать более мелкие контракты большему количеству исполнителей? Ну, например, те же междворовые, межквартальные проезды и так далее. Это могут быть управляющие компании или ТСЖ, например. Логика здесь простая, на наш взгляд. Большее количество исполнителей, объёмы разбросаны, значит, они одновременно на большем количестве территорий смогут начать расчистку, а значит, и город, города станут чище быстрее. И конкуренция среди исполнителей тоже, мне кажется, может сыграть положительную роль в этом вопросе и для общего результата. Спасибо. Ирина Пономаренко, телеканал «Сигма», Новый Уренгой.

Вот точно чего не хотелось бы делать губернатору – советовать главам, как им снег убирать. Какого-то централизованного решения точно никому не будем рекомендовать. Ведь это и есть та самая зона ответственности городских и поселковых команд. Как они это сделают? Будут делать один крупный лот, который позволит предприятиям улучшать свою материальную базу? Либо будут это дробить на мелкие, чтобы была какая-то конкуренция и большее количество участников? Здесь абсолютно разный возможен сценарий. Мне важно одно: чтобы вот то количество негатива, которое у нас каждую весну появляется, чтоб оно уменьшалось. Понимаю, что неизбежно – все равно зима, и снег приходит неожиданно, таять всё начинает тоже всегда почему-то неожиданно. Для всех это какое-то такое удивление. Мы часто на этот повод имеем сложные разговоры с главами: почему так происходит, почему оказался город не готов.

      Но понимаем, что у этого есть исторические предпосылки. В наших городах почти нигде нет нормальных дренажных систем. В центральной России это годами делалось, у нас это физически отсутствует. Мы только сейчас начинаем в ряде мест это внедрять, в том числе, в Новом Уренгое.
       Новые проекты, которые недавно мы обсуждали с дорожниками, я утверждал проектные решения по будущим крупным стройкам дорожным – там везде системы водоотведения предусмотрены.
      Здесь в Ноябрьске такого, к сожалению, нет. Я прекрасно помню, видел от всех подписчиков, какие неудобства вызывает этот период года, весна, всё тает здесь. Поэтому, как организовать вывоз снега – должны всё-таки главы думать, с одной лишь целью – чтоб это было эффективно, чтобы люди оставались максимально довольными.
       Могу одно добавить: это всё-таки задача тоже непростая. Всё раздробить, как правило, путь – не факт, что хороший. Потому что для нормальной оперативной уборки требуется серьёзная техническая вооружённость. Это могут сделать крупные полноценные компании. Разбить это на мелких исполнителей – не знаю… Когда смотрим, кто создаёт проблемы – часто управляющие компании, это как раз слабенькие, маленькие, не успевают они организовать всё должным образом. А внутридворовые пространства – это как раз их зона ответственности. А оттуда больше всего и обращений приходит. Город должен содержать городские дороги…
       Но повторюсь, здесь нет какого-то одного рецепта. Это зависит от того, какие предприятия есть в городе. Где-то есть свои устойчивые там унитарные предприятия, они работают, и пускай работают. Где-то главы экспериментируют с привлечением частников. Удачно, неудачно – по-разному бывает. Вот повторюсь. В этом точно никаких мы рекомендаций давать не будем. Главное, чтобы был результат. Я надеюсь, что за счёт того, что мы улучшаем нашу материальную базу, улучшаем в рамках дорожного строительства, создаём основу, чтобы были дренажные системы, ситуация будет с каждым годом всё лучше. И, конечно, это экзамены для команды главы.

У меня не вопрос, скорее, проблема. Дело в том, что, согласно статистическим данным, в Новом Уренгое проживает чуть более 100 тысяч человек. А на самом деле – гораздо больше. Неофициальные источники говорят, что количество проживающих перевалило за 200 тысяч человек. Соответственно, нагрузка на специалистов лечебных учреждений системы здравоохранения возрастает в два раза. И от этого появляются нежелательные последствия, например, очень сложно дозвониться в регистратуру, чтобы записать ребёнка на приём. Через Госуслуги тоже сложно – разбирают все талоны. А чтобы попасть к стоматологу, люди занимают очередь с 6 часов утра. Скажите, можно ли распределять нагрузку на специалистов здравоохранения реально количеству обслуживаемого населения? Владислав Сельнинов, ТРК «Импульс» Новый Уренгой.

- Вопрос очень важный. Так мы и будем делать, начиная с этого полугодия. Это моё поручение – мы добавляем новые ставки в здравоохранение в самых напряжённых местах. Это касалось городов, теперь вопрос, где этих лучших специалистов найти. Эту проблему надо решать. По Новому Уренгою – это глобальная проблема. Неверная статическая численность города – 100-115 тысяч человек, а все фактические данные говорят, что в городе проживают 240 тысяч. Это в полтора раза больше, чем официальные данные. Это сказывается на всём. И на нагрузке на здравоохранение, и количество нарядов ДПС, которые выезжают дежурить. Мы видим, что это количество не справляется с быстротой реагирования.

      Ноябрьск – численность такая же. Но количество справляется. Тут всё посчитано по нормативам. В Новом Уренгое таких нормативов нет. Проблема есть, с этим не поспоришь. Поменять статистику у нас не получится, и не надо этим заниматься. Причина увеличения статистики в том, что Новый Уренгой экономически очень привлекательное место, куда приезжают порой без регистрации, без каких-то формальных фиксаций. Это поток тысяч людей. Решение простое: нам надо строить планы, исходя из жизни, а не из статистики. Это касается решения и строительных вопросов. Мы планируем новую больницу и хирургический комплекс. Мы это закладываем не из нормативов на 100-тысячный город, а из того, как фактически складывается у нас нагрузка. Ставки новые на врачей, мы закладываем их прямыми мерами поддержки не в рамках системы социального страхования, которая также считается статистикой, а в рамках других механизмов, которые позволят увеличить количество ставок - терапевтов, стоматологов и других специалистов. Это решение принято в начале года, мы будем принимать новых врачей со второго полугодия. Думаю, жалобы у нас уменьшатся.

- Недавно в Салехарде прошёл снег – в конце мая. Какое у Вас любимое время года на Ямале? И как Вы относитесь к таким природным явлениям? Валерия Иваненко, окружная газета «Красный Север».

Я люблю Ямал во все времена года. Но снегопад в мае, скорее, не люблю. Потому что из-за этого столько хлопот возникает. Хочется уже, чтобы скорей уже лето пришло. Ямал красив во все периоды, но весна – самое тяжёлое время. Я в конце недели был в Ярославле, там уже яблони отцветают. А у нас далеко ещё до этого. Хочется уже, чтобы позеленело.

      Мы живём на Севере, это понятно. У нас красивая фантастически осень. Замечательная яркая зима. Новогодняя.
      Как к такому относиться? Нужно относиться подготовленно. У нас предприятия уже некоторые начали свою технику консервировать к следующему зимнему сезону. В результате чего получилась задержка выхода техники на уборку. Хотя старожилов у нас не удивить, что в конце мая будет снегопад. На самом деле это происходит каждый год, и каждый год – неожиданно. Расстраиваться не надо по этому поводу. Все видели эти кадры, когда люди помогают и машину вытащить все вместе, и автобус подтолкнуть немного. И здесь наше северное поведение лучшим образом и проявляется. Как обещают мне специалисты, и я верю, что лето должно прийти на Ямал в ближайшее время.

Продолжение – часть 2.

171