Меню
Версия для слабовидящих
booked.net

Скрыть
Для перехода на главную страницу официального сайта Администрации Тазовского района, нажмите на ссылку
Поиск по сайту

Что будет с ЖКХ Ямала после "реанимации"? Интервью с исполнительным директором ОАО «Ямалкоммунэнерго» Михаилом Гилёвым

3 Октября 2011

  Правительство Ямала создает единую коммунальную компанию, которая начнет работать в самое ближайшее время. Об этом накануне заявил первый заместитель губернатора ЯНАО Евгений Мискевич. По его словам, задача компании – вывод ямальских предприятий жилищно-коммунального комплекса из финансового и технологического кризиса. О том, что ждет ямальскую коммуналку в ближайшее время, мы расспросили непосредственно у исполнительного директора ОАО «Ямалкоммунэнерго» Михаила Гилёва.

 

- Михаил Сергеевич, простите за, может быть, банальный вопрос, но, тем не менее, можно поинтересоваться, есть ли у вас опыт по созданию единого коммунального оператора в других регионах страны? И если да, то подробнее об этом расскажите, пожалуйста.

- Десять лет назад ровно такая же достаточно сложная ситуация сложилась в Приморском крае. И, соответственно, администрация Приморского региона должна была принять волевое решение по созданию единой коммунальной компании. Логика и задача были абсолютно такие же, какие сегодня стоят на Ямале. Это не только вопрос теплоснабжения. По сути, это единая технически, финансовая, экономическая политика. Выход из достаточно сложной и тупиковой ситуации в коммуналке, создание работоспособного живого предприятия с централизованной системой управления. То есть, логика дальневосточного региона: это управляемая, понятная, прозрачная, технически правильно выверенная коммуналка. Вот ради чего собственно всё это дело и создавалось. В предприятие входило порядка 16 тысяч работающих, 32 филиала практически по всем муниципальным образованиям Приморского края. Во всех муниципалитетах мы тогда централизовали функции теплоснабжения. Более половины муниципальных образований были с функцией централизованного водоснабжения. Мы соответственно это дело централизовали внутри общей компании. И взяли на себя обслуживание жилья еще в восьми муниципалитетах. Вот, собственно говоря, практически такой же комплекс, по которому мы так же двигаемся и на Ямале.

- К чему и за какое время вам удалось прийти?

- За первый год удельные расходы топлива нами были сокращены более чем на 12%. Это прямые расходы на выработку тепловой и электрической энергии. Укомплектовались профессиональным персоналом. Подчеркну, живым персоналом, способным выполнять поставленные руководством задачи. Сформировали нормальный бюджет. Ну, и на момент создания предприятия в Приморье было опломбировано энергонадзором около 200 котлов высокого давления, то есть, запрещение к эксплуатации. В течение года нашей работы таких котлов осталось 20. За год была сформирована единая программа энергосбережения Приморского края. Удалось в разы уменьшить потери в тепловых сетях. За год в некоторых городах пришлось изменить теплоисточники, схемы разветвления сетей, сокращены расходы по вот этим вот базовым статьям, что позволило в первые годы существовать на достаточно низком тарифе. Но выкарабкивались за счет экономии средств и затрат. Вторая задача, которая стоит перед предприятием на Ямале, это вопрос выработки единой инвестиционной политики и стратегии совместно с округом. Потому что никаких средств и никакого бюджета не хватит на развитие всей коммуналки, если этот процесс не будет двигаться в какой-то логичной последовательности. То есть, по большому счету весь цикл развития очень простой: раз в год надо делать текущий ремонт, раз в три-пять лет надо делать капитальный ремонт. Раз в 15 лет надо менять технологии, потому что они даже просто по бухгалтерскому учету изнашиваются полностью на 100%. Если срок в 15-20 лет пропущен, соответственно мы вынуждены будем с вами делать ремонты каждый год. Что собственно сейчас и происходит. То есть, мы вынуждены «капиталить» наше оборудование каждый год. Вот если мы такую методику выстроим и будем её соблюдать, то собственно говоря, в коммуналке никаких проблем больше возникать и не будет. Поэтому, еще раз повторюсь, сегодня и государство и регионы согласны с тем, что в коммунальное хозяйство необходимо вкладывать частные инвестиции, как это делается в энергетике. В нее уже вложены миллиарды рублей. И крупные банки сегодня тоже готовы вкладывать свои средства в предприятия, но только с одним условием – управление должно быть максимально прозрачным, с понятными расчетными счетами, с прозрачными финансами, с понятной технической инвестиционной политикой. Если нам удастся с регионом выработать вот эту вот единую стратегию поведения своего и правильно расходовать бюджет, не выкидывая их на погашение каких-то «дырок», создавшихся на предприятиях, а выстроить нормальную экономику и вкладывать деньги только туда, куда на самом деле это необходимо, то можно кардинально изменить ситуацию за достаточно осязаемый промежуток времени. В любом случае любые инвестиционные вливания и инвестиционные ожидания, и изменение системы управления предприятия это не одногодовая задача. То есть, понятно, что мы рассчитываем в течение ближайших 3-5 лет изменить ситуацию с точки зрения технологической и полностью с точки зрения управленческой. По сути это инвестиции на 15-20 лет. Это, собственно говоря, время, в течение которого мы сможем воспользоваться плодами нашего инвестиционного и управленческого труда.

- Кто стал основным акционером ОАО «Ямалкоммунэнерго»?

- Основными акционерами «Ямалкоммунэнерго» являются две крупные компании. Это группа компаний «Интертехэлектро-Новая генерация». Я думаю, многие слышали о ноябрьской газопаровой электростанции. Современнее этой станции в мире пока еще ничего не придумано. Совершенная технология с точки зрения экономики и с точки зрения производства. Станция сегодня рассчитана на 120 МВт. Сюда мы привлекли 10 миллиардов рублей инвестиционных вложений. Планируем расширять эту станцию вдвое, то есть увеличить до 230 МВт, это дополнительно еще 5-7 миллиардов вложения денег. Планируется так же группой компаний строительство станции недалеко от подстанции Тарко-Сале. Станция довольно крупная, это порядка 660 МВт. Объем инвестиций далеко за 20 миллиардов рублей. Вот, собственно говоря, те инвестиции, которые мы уже сейчас делаем на территории округа. И опять же понимаем, что окупаемость этих проектов не менее 15-20 лет. То есть, мы приходим не на короткий промежуток времени. По сути, мы связываем свою жизнь и чаяние со всеми людьми, проживающими здесь на территории округа. С другой стороны компания развивается не только на Ямале естественно, то есть это и курганская генерирующая компания. В группу компаний так же входит курганская станция на 45-МВт, строим станцию на 220Мвт. Ну, и управляем тепловыми сетями Кургана и Курганской области. Так что группа компаний, управляющая у нас активной генерацией, это вот компания «Интрертехэлектро». Второй акционер это корпорация «СТС», в которую входят «Тюменские электрические сети», Сургутские, Нижневартовские и опять же электрические сети Кургана и Курганской области.

- А почему именно Ямал? Ведь многие специалисты считают, что заниматься жилищно-коммунальным хозяйством на крайнем севере, дело якобы обреченное и невыгодное. Вы с этим согласны?

- Само по себе жилищно-коммунальное хозяйство, это отрасль, где всегда есть, за что плюнуть в спину и в лицо. И надо понимать, что труд в целом неблагодарный, потому что общая ситуация в коммуналке такова – объем накопленных проблем довлеет над всем остальным. Это с одной стороны далеко не самые низкие тарифы, с другой стороны – убитое состояние коммунальных инженерных систем. И вот этот вот конфликт не позволяет всем жить счастливо и безбедно. Почему Ямал? Ну, просто так получилось, что мы сейчас здесь ведем серьезную инвестиционную деятельность и готовы и дальше работать на территории совместно с Правительства автономного округа. Мы поняли, что в коммунальном хозяйстве мы уже выглядим совсем не плохо, поэтому нам стало интересно поработать, в том числе и в этой отрасли на территории Ямала. Я уверен, что мы справимся.

- Первый заместитель Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Е.В.Мискевич обозначил основные шаги «Ямалкоммунэнерго». Как вы оцениваете эти поручения и как будете действовать в муниципалитетах?

- У каждого разная ситуация. В муниципалитетах придется принимать те решения, которые наиболее необходимы в каждом конкретном случае. Общая ситуация следующая: не надо изобретать велосипед и делать что-то совершенно неожиданное. Что точно будем делать? Это сбалансирование бюджетов – расходы не могут превышать доходы в предприятиях. Не допуская увеличения задолженности перед поставщиками и подрядчиками и выполняя текущие платежи. Если нам удастся это сделать в ближайшее время, то мы, по крайней мере, сбалансируем ситуацию, и не будет повторяться та картинка, которая сейчас, к сожалению, на территории Ямала живет и существует: раз в 3-5 лет муниципальное унитарное предприятие проходит процедуру банкротства либо ликвидации. Потому что они просто физически не могут отвечать по своим обязательствам. Вот эту ситуацию надо остановить. Второй вопрос: разработать нормальную стратегию понимаемую, для чего это надо, чтобы эти деньги не уходили просто в песок. С нашей точки зрения - пора прекратить любые инвестиции в устаревающие либо уже давно устаревшие технологии. Ситуация, которая складывается по округу, особенно по северу региона, где вынуждены работать на давно устаревшем оборудовании, которое вырабатывает электроэнергию, на самом деле и экономически и технически невыгодно и малонадежно. Мы считаем, что такие инвестиции должны быть заменены уже более разумными технологическими шагами.

- Пришлось ли вам столкнуться с непониманием и нежеланием работать с вами в муниципальных районах ЯНАО? Как будут жить те муниципалитеты, которые отказались входить под ваше управление? И есть ли таковые?

- Есть муниципалитеты, в которых ситуация значительно более выгодно отличается от остальных. То есть, понятно, что в Новом Уренгое и ситуация в коммуналке лучше и ситуация в бюджете лучше. Соответственно большой объем инвестиционных средств, который выделяется бюджетом города, он идет на развитие систем коммунальных и естественно в этом случае наша компания не настолько актуальна, как для Тазовского района либо Надыма, там, где реально надо помогать и деньгами и управленческими ресурсами. Ничего страшного в этом нет. Мы будем искать какие-то формы взаимодействия к удовольствию обоих сторон, городских властей и нашего коммерческого предприятия. Я думаю, что возможны совместные инвестиционные проекты, да и думаю, что по управлению мы точки соприкосновения найдем. Нежелание и непонимание? Да нет, собственно говоря. По тем территориям, где мы уже сегодня начали свою деятельность и желание и понимание работать с нами там совершенно очевидное на все 100%. Находим общий язык, слышим проблемы муниципалов, с другой стороны понимаем проблемы предприятий. Плывем мы все в одной лодке и нам в любом случае грести надо в одном направлении.

- Есть ли какая-то другая альтернатива вам для приведения в порядок коммунальное хозяйство Ямала?

- Да, конечно. Может быть другая альтернативная компания. Теоретически это вполне возможно. Это тоже может быть какой-то стратегический инвестор. Еще раз повторюсь, коммерческий, потому что вообще в теории управления муниципальные образования либо субъект федерации один из самых нерациональных управленцев в любой коммерческой сфере. Потому что задачи у них стоят совершенно другие. Они созданы не для того, чтобы управлять конкретными производствами, а для того, чтобы создавать правила игры для тех, кто работает в той или иной сфере. Если муниципалитеты вынуждены скатываться в текущее управление, то соответственно они не уделяют должного внимания сфере регулирования, который и определяет инвестиционный климат, привлекательность предприятий и так далее. То есть, коммерсант, рискует собственными деньгами. А тот, кто не рискует собственными деньгами, он не может быть правильным управленцем по большому счету. А когда этот риск становится риском для себя самого, лично для себя. Вот тогда это и становится привлекательным для этого человека. Ну, а бизнесмен не даст умереть бизнесу, потому что это в том числе и его бизнес. Хотя, он социально ориентирован, несет огромную социальную ответственность. На самом деле вхождение в коммуналку это всегда обязанность на 90% и на 10% право. Поэтому, альтернатива есть, да - такие же коммерсанты, как мы.

- Собираетесь ли вы оптимизировать трудовые ресурсы тех предприятий, которые уже переведены в вашу компанию? Что у них будет с зарплатами? И изменится ли вообще сто-либо в трудовых контрактах вообще?

- Людей мы принимаем с теми же устоявшимися условиями оплаты труда. Ничего не меняем. По сути. Принимая те условия, на которых люди работали годами, признавая их право на существующие правила системы оплаты труда. Что изменится? Ну, вообще в будущем придется создавать в рамках единого предприятия и начинать процедуру по заключению единого коллективного договора. Надо двигаться в сторону положений действующего законодательства, которое нам рекомендует использовать отраслевое тарифное соглашение, но это длительный процесс. У всех предприятий, входящих сейчас в «Ямалкоммунэнерго» система оплаты труда разная. Но двигаться в этом направлении надо. Хоть работа и долгая предстоит, но уверен, что она будет плодотворная.

- Как вы считаете, не приведет ли единая тарифная политика автономного округа к непониманию со стороны жителей? Не думаете ли вы, что, к примеру, жителям Ноябрьска платить за ЖКУ столько же, сколько платят жители Тазовского – не совсем честно? И вообще, что будет с тарифами за ЖКХ, допустим, через полгода?

- Во-первых, мы сейчас двигаемся по той логике, что у каждого муниципалитета свои тарифы на коммунальные услуги. Уравниловка такого рода произошла только по электричеству. И на самом деле ничего плохого в этом нет. Это лишь означает, что человек, живущий на крайнем севере и человек, живущий на юге округа, в централизованных секторах электроснабжения, получает электроэнергию по одной и той же цене. С точки зрения коммуналки сейчас в рамках одного предприятия позволительно иметь как одинаковый тариф для всех предприятий округа, так и разные тарифы. В Приморье мы, например, переходили на одинаковый тариф. Такова была позиция субъекта федерации, то есть, позиция администрации Приморского края. Как раз в условиях того, что для всего населения региона должны быть созданы равные условия для проживания. Воля исключительно политическая. Мы готовы в этом плане принять любую позицию региона. На данный момент везде предприятия имеют разные тарифы и, собственно говоря, мы не собираемся в ближайшее время эту ситуацию менять. У нас есть ограничители в виде государства. В рамках этих ограничений по росту тарифов мы и будем существовать. Ничего другого мы сделать не можем и не собираемся.

- Когда жителя Ямала смогут ощутить первые плоды и результаты работы «Ямалкоммунэнерго»? Есть ли какие-то конкретные сроки?

- Вы знаете, у нас две серьезные задачи сейчас есть, которые надо будет решать в ближайшее время. Самая непростая задача -это изменение подхода тех людей, которые работают в коммуналке, к своему труду. С точки зрения того, что мы делаем, как мы делаем и для чего мы это делаем… И задача эта точно не сиюминутная и не 15-ти минут решения. Вообще в коммуналке и энергетике в принципе нет одного решения, которое можно было бы принять, и станет всё хорошо. То есть это череда правильных последовательных решений, которая может привести к положительному результату. И точно так же последовательно принятые неправильные решения, которые приведут к отрицательному результату, что собственно сейчас мы и наблюдаем. Поэтому, одним из плодов работы будем считать изменение сознания этих людей, которые в коммуналке работают. Результаты работы будут после проведения итогов работы в осенне-зимний период: конечно, самое главное, это отсутствие ограничений каких-либо ресурсов - воды, либо, света, тепла или газа. И соответственно планируем, что в течение вот этого отопительного сезона выяснятся все проблемы, которые у каждого конкретного предприятия складываются. То есть, мы сможем сформировать нормальную инвестиционную политику, которую согласуем с регионом и, собственно, начнем инвестиции. Поэтому, я думаю, полгода-год, и наша работа себя покажет.

Информация предоставлена
пресс-службой Губернатора ЯНАО

 

56