Меню
Версия для слабовидящих
booked.net

Скрыть
Для перехода на главную страницу официального сайта Администрации Тазовского района, нажмите на ссылку
Поиск по сайту

Александр Иванов: о ЖКХ, транспорте, связи

19 Августа 2015

- Александр Иванович, давайте начнём разговор с темы жилищно-коммунального комплекса. Тема непростая - наверное, это одна из наших главных болевых точек. Раньше всеми вопросами в этой сфере занимались муниципальные предприятия, несколько лет назад им на смену пришёл частный инвестор - акционерное общество "Ямалкоммунэнерго". Каковы задачи органов местного самоуправления в этой изменившейся ситуации?


- Задачи какими были, такими и остаются - они определены Федеральным Законом № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", - это организация тепло-водо-энерго-газоснабжения на подведомственной территории. Что касается изменения ситуации, то, как все знают, идёт реформа: муниципальные предприятия находятся в стадии ликвидации, в 2011 году Правительством автономного округа было принято решение о создании единого коммунального оператора и привлечении в отрасль внебюджетных инвестиций, создано крупное предприятие "Ямалкоммунэнерго", мы ему передали в аренду специализированное муниципальное имущество, которое было в казне.
Конечно, жилищно-коммунальное хозяйство требует особого внимания - и многие объекты тепло-водо-энергоснабжения, и сети у нас достаточно старые, имеющихся мощностей, учитывая активное жилищное строительство, ввод новых социальных объектов - школ, детских садов, других сооружений, - уже не хватает, особенно в энергетике. Вот несколько примеров: в Тазовском основное оборудование на электростанции 1993 года выпуска и, конечно, технологически устарело и нуждается в замене, в Газ-Сале эксплуатируется оборудование 1976 года выпуска, в Антипаюте - 1987-го. За четыре последних года потребление электроэнергии выросло в 1,5 раза при незначительном увеличении мощностей существующих генерирующих источников. Поэтому, едва ли не первым делом, совместными усилиями - обществом "Ямалкоммунэнерго" и администрацией района при поддержке Правительства автономного округа - была разработана инвестиционная программа по развитию системы тепло-электроснабжения Тазовского района - одна из самых крупных в автономном округе. Программа очень важная для района, в неё включены три объекта общим финансированием более 1 млрд 800 млн рублей. Самое главное, что программа уже работает: построили котельную на 20 мегаватт в Газ-Сале, в этом году ожидается её сдача. Ждём начала строительства котельной в Антипаюте - первый этап обещают закончить в конце этого года, а полностью сдать объект - осенью 2016 года. Ещё один значимый для нас объект - газопоршневая электростанция в Тазовском, которая будет обеспечивать электроэнергией и село Газ-Сале. Сейчас идут инженерные изыскания, по результатам которых будет произведена корректировка техзадания и объявлен конкурс на выполнение проектных работ. Программа рассчитана до 2018 года. На мой взгляд, важно то, что с помощью инвестиционной программы мы уходим от строительства объектов ЖКХ за счёт бюджета, тем самым "привязываем" инвестора к объектам - он их построил, вложил реальные финансовые средства, а значит, заинтересован в том, чтобы их возвращать и зарабатывать на этих объектах. Да, тарифы в последние годы значительно выросли для всех потребителей, кроме населения - напомню, что решением Губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина, Правительства автономного округа для населения они "заморожены", - в том числе и для учреждений бюджетной сферы. Но есть понимание, что за этими тарифами придут новые современные объекты, которые позволят обеспечить бесперебойное тепло-энерго-водоснабжение и, благодаря новым технологиям, позволят экономить бюджетные средства. Кстати, жизнь заставляет нас экономить и на коммунальных услугах: в бюджетных учреждениях ставим приборы учёта тепловой энергии, внедряем регулируемые системы отопления, постоянно идёт замена электроосвещения на диодные светильники.


- Лет 10-15 назад обсуждался проект строительства мощной ЛЭП, которая обеспечила бы весь Тазовский район электроэнергией извне.


- Энергетика в нашем районе была и остаётся внутренней - то есть электроэнергия генерируется в поселениях, исходя из их потребностей. По идее надо уходить от источников, которые были прежде - тех же ПАЭСок, но новых технологий мало, рынок их очень небольшой. Когда формировали инвестпрограмму в части электроэнергетики, вынужденно остановились на импортной технике, поскольку для наших объёмов выработки и потребления электроэнергии, повторюсь, практически нет никаких альтернатив. Так что пока от ПАЭСок в поселениях мы уйти не сможем. В перспективе подобная электростанция, возможно, появится и в Гыде: прорабатывается вопрос по Ладертойскому месторождению - это самое ближайшее от Гыды газовое месторождение, находится в 14 км от села. Если этот вопрос решится, то можно будет перевести на газ и котельные. Неопределённость пока в вопросе газоснабжения Антипаюты: месторождение рядом есть - от него запитана местная электростанция, но чтобы подключить к газоснабжению котельную, надо строить газопровод. Решение по данному вопросу надо принимать в ближайшие годы - мы ежегодно завозим в Антипаюту жидкого топлива на 145 млн рублей. Если вложить в строительство газопровода в течение 2-3 лет инвестиции, вопрос, думаю, можно будет закрыть.


- Значит ли, что с появлением инвестпрограммы муниципалитет не будет вкладывать средства в модернизацию жилищно-коммунального комплекса?


- В ближайшие годы без бюджетных вложений не обойтись. Только из местного бюджета мы ежегодно тратим более 50 млн рублей на реконструкцию тепло- и электросетей. Это, считаю, необходимость, потому что в первую очередь это вопросы безопасности жизнедеятельности поселений, всех жителей района. К тому же новые объекты надо "цеплять" на новые сети, иначе эффекта не будет. Например, все новые детские сады будут подсоединены к новым сетям. Меняем за счёт районного бюджета трансформаторные подстанции в поселениях.
Ежегодно мы вкладываем значительные средства в подготовку объектов к работе в зимнем отопительном сезоне. В этом году, например, за счет средств бюджета округа, района, поселений и ресурсоснабжающей организации на эти работы запланировано более 200 млн рублей. Основной упор сделан на Гыду: там начинается строительство новых крупных объектов – школы и убойного пункта, - и нынешней мощности объектов ЖКХ для них недостаточно. Здесь будет произведён капитальный ремонт (замена) котлов в обеих котельных с увеличением мощности, заменены четыре ёмкости и установлена пятая в системе охлаждения дизелей электростанции, будут поставлены три новых дизель-генератора, отремонтированы водозаборы, сети тепло-водоснабжения в районе строительства школы-интерната. К сожалению, пока эта программа слабо реализуется, Гыда в силу географического положения - особый поселок, здесь надо всё делать быстро.
Мы потратили много средств, закупая в своё время технику для вывоза мусора и жидких бытовых отходов - сегодня она работает во всех поселениях, за исключением Находки. Очередная задача - строительство полигонов ТБО во всех поселениях, подготовительные - изыскательские и проектные - работы идут, в ряде поселений уже закончены. Сейчас готовится документация на строительство полигона в Тазовском, который рассчитан и на село Газ-Сале - это большой комплекс, который позволит, во-первых, сделать чище населенные пункты, а во-вторых - начать работать с отходами по-другому. Мы системно идем к решению этих вопросов, надо понимать, что это дело не быстрое - необходимы согласования, экспертиза проектов и т.д.


- Одна из проблем, которую 5 лет назад в свою предвыборную программу включали и Вы, и кандидаты в депутаты Районной Думы, - строительство водоочистных сооружений. Насколько её удалось решить?


- За последние годы сделано немало, хотя проблема "чистой воды", к сожалению, до сих пор актуальна. За пять лет в Тазовском и Газ-Сале построены две станции водоочистки производительностью 500 кубометров в сутки. Еще три установки для очистки воды, общей производительностью 1,5 тысячи кубометров, за счет районного бюджета (затраты составили около 53,5 млн рублей) приобретены в 2014 году - они установлены в микрорайонах районного центра. Но и они не покрывают потребности населения в чистой питьевой воде в полном объеме. Кстати, этот вопрос можно смело адресовать эксплуатирующей организации - именно специалисты "Ямалкоммунэнерго" определяли необходимую производительность водоочистных. В северных поселках водоочистки как таковой практически нет.
В конце прошлого года утверждена муниципальная программа «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства на 2015-2020 годы», в нее включено строительство водозаборов с водоочистными сооружениями и сетями в Находке, Антипаюте, Гыде, строительство комплекса водоочистных сооружений в Тазовском, реконструкция водозабора с водоочистными сооружениями № 2 в Газ-Сале, реконструкция водозабора «Геофизиков» с водоочистными сооружениями микрорайона Маргулова в поселке Тазовский, модернизация уже существующих объектов.
Еще раз подчеркну, что жилые новостройки будем стараться подключать уже к сетям с чистой водой. Что касается старого жилого фонда, то мы же понимаем, что в этих домах со старыми сетями много воды идет просто на пролив. Насколько целесообразно подключать эти дома к водоочистным сооружениям? А потом удивляемся: почему чистой воды на всех не хватает.


- Если подвести итог пяти лет, что всё-таки ляжет на чашу весов?


- Две котельные в Тазовском, котельная в Газ-Сале по инвестиционной программе, водоочистные в Тазовском и Газ-Сале, десятки километров новых теплотрасс и электросетей, водопровода, техника для вывоза твердых и жидких бытовых отходов, десятки, если не сотни контейнеров для сбора мусора, двигатели для ПАЭС и многое другое. Конечно, строительство многих объектов стало возможно при поддержке Правительства автономного округа и лично Губернатора Ямала.
Мы видели раньше, как у нас зимой буквально реки текли из системы теплоснабжения, сейчас ситуация более-менее нормализовалась. Хотя от идеала, конечно, далеко - много проблем доставляет, прежде всего, старый жилфонд. Вспомните, еще несколько лет назад у нас было много социальных объектов, которые работали на сброс теплоносителя - так была устроена схема. Сейчас их практически нет. В районе в последние годы много сделано по гидравлическим регулировкам сетей теплоснабжения, например, и в этом году запланированы работы во всех населённых пунктах, кроме Находки. К сожалению, и сегодня есть ветки, которые "встанут", если не сливать теплоноситель. Это тоже поле для работы.
Вообще ЖКХ на Севере - это всегда много работы. Но цель оправдывает вложенные средства - это, прежде всего, безопасность жителей района. Крайний Север беспечности не прощает, в этом за всю историю района мы не раз убеждались, не хочется повторять чужие и свои ошибки. Главное - у нас есть чёткое представление, в каком направлении развиваться в сфере жилищно-коммунального комплекса, какие объекты строить или реконструировать, и мы уверенно движемся вперёд. Может быть, не так быстро, как хотелось бы - любое строительство затратно.


- А жилищные услуги населению муниципалитет как-то регулирует?


- Мне кажется, что основные вопросы у населения сегодня именно по жилищным услугам. Здесь, я считаю, единственный выход - это создание условий для предпринимателей, ведь жилищная услуга - услуга конкурентная. Сегодня в районе работают две управляющие компании, другие тоже интересуются, хотят зайти к нам. Создание условий для них, чтобы они конкурировали и оказывали населению качественные услуги, - это и есть задача органов местного самоуправления. Тут ничего другого не придумаешь, мы должны путём поддержки малого и среднего бизнеса этот рынок расширять. А население должно выбирать лучшую управляющую компанию и строго с неё спрашивать.


- Давайте поговорим о транспорте. Каковы задачи органов местного самоуправления в этой сфере?


-Задачи опять же определяет Федеральный Закон: "создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района". То есть речь, прежде всего, идет о внутримуниципальных перевозках.
Начнем, с авиации - мы обеспечиваем, субсидируем, сдерживаем тарифы на пассажирские авиаперевозки в северные поселки района, в первую очередь, Гыду и Антипаюту, понимая, что для района это социальные направления. Ежегодно в северном направлении и обратно авиаперевозки только растут: в 2011-м году было выполнено 176 рейсов и перевезено 6490 пассажиров, в 2014-м - сделано 237 рейсов и перевезено 8888 пассажиров. За первое полугодие 2015 года уже выполнено 110 рейсов. Соответственно растут и суммы дотаций из районного бюджета на пассажирские авиаперевозки: 24,2 млн рублей в 2011 году, 29,3 млн - в 2014-м. Всего за четыре года сумма дотаций составила почти 110 млн. рублей. В этом году авиакомпания "Ямал" - единственный в районе авиаперевозчик пассажиров - подняла тарифы в северном направлении на 43 процента, мы решили, что не можем перекладывать этот рост на плечи населения. Поэтому авиатарифы для населения подняли на 10 процентов и увеличили сумму дотаций из районного бюджета. Если раньше население оплачивало примерно 50% тарифа, то сейчас - около 40%, остальное, повторю, ложится на районный бюджет. Жаль, что в этой сфере в районе нет здоровой конкуренции.
Что касается автобусного маршрута Тазовский - Газ-Сале, то он тоже дотируется районным бюджетом. С 1 февраля 2015 года льготный тариф на пассажирские перевозки до Газ-Сале составляет 110 рублей - это 26 процентов от полной стоимости проезда. Разница компенсируется предприятию-перевозчику в виде предоставления субсидии из бюджета муниципального образования. Например, в 2014 году сумма субсидии составила 9,7 млн рублей, перевезено 33 085 пассажиров.
В прошлом году совместными с округом усилиями запустили из Салехарда до Антипаюты новый высокоскоростной теплоход, но в этом году на линию вновь вернулся "Механик Калашников", поскольку были нарекания от антипаютинцев на нерегулярность выполнения рейсов - это происходило по ряду причин, в т.ч. из-за погодных условий. Хотим проработать идею по пассажирским речным рейсам между Антипаютой и Тазовским. Надо двигаться вперёд по пути более высокой транспортной доступности Тазовского района. Хотя сегодня, на мой взгляд, нет оторванности даже в Гыде - сейчас автомобили с грузами зимой сюда ходят с такой же периодичностью, как 7-8 лет назад в Антипаюту. Это еще одно свидетельство, что жизнь даже в отдалённых и труднодоступных сёлах меняется.


- На протяжении многих лет внутрипоселковые автобусные перевозки для тазовчан, газсалинцев и антипаютинцев остаются бесплатными. Гости поселений шутят, что попали в коммунизм. Это политика муниципалитета?


- Если хотите, да. Мы учитываем, что населённые пункты у нас большие, растянутые по площади, поэтому без автобусов жителям просто не обойтись, особенно зимой - у нас много стариков, детей, которым необходимо добраться в больницу, аптеку, школу, другие социальные учреждения. Это во-первых. А во-вторых, мы посчитали: чтобы выйти на минимальную рентабельность, проезд в автобусе должен стоить не менее 40 рублей. Это нереально и неправильно - взвалить такую социальную ношу на население. Поэтому автобусы - во всяком случае пока - останутся бесплатными. Конкуренции в этой сфере ожидать не приходиться, как, например, на маршрутах между Тазовским и Новым Уренгоем, - содержать такой парк автобусов тому же частнику тяжело. Отмечу, что за четыре года за счет бюджетных средств предприятию-перевозчику - Тазовскому муниципальному дорожно-транспортному предприятию - компенсированы затраты в сумме более 38 млн рублей, перевезено 425 899 пассажиров. Добавьте к этому стоимость новых автобусов, которые выполняют рейсы и по нашим населённым пунктам, и по маршруту Тазовский - Газ-Сале. К неким достижениям могу отнести тот факт, что автобусное движение организовано и в Антипаюте.


- Автобусы двигаются по дорогам. Что сделано за пять лет в этом направлении?


- Километры отремонтированных дорог в Тазовском и Газ-Сале. Появились дороги в Гыде. В Антипаюте с берегоукреплением тоже появилась более чёткая транспортная схема - потом там надо будет заниматься внутрипоселковыми проездами. В этом году ремонтируем дорогу от развилки на Газ-Сале до Тазовского. Сложность в том, что это дорога - "газпромовская": была договоренность, что её будут ремонтировать газовики, но пока вопрос не решен. Мы пошли на то, чтобы провести поддерживающий ремонт самостоятельно, на средства районного бюджета - это 22 км. Всего же с 2011 по 2014 год на ремонт наших дорог затрачено более 1 млрд 800 млн рублей, в том числе около 100 млн - из местного бюджета. В этом году на ремонт дорог в бюджете района запланировано порядка 110 млн рублей.


- Не могу удержаться от вопроса об асфальте - когда всё же на радость тазовским автомобилистам наши дороги заасфальтируют?


- Надо понимать, что "всё и сразу" не получится. Чтобы положить асфальт - надо от чего-то отказаться, потому что лишних средств в районном бюджете нет. От чего будем отказываться - от строительства жилья в той доле, что вкладывает в него район? Или от дотирования авиационных и автобусных перевозок? Я считаю, что пока мы не можем себе позволить асфальт: у нас в приоритете другие, более важные направления, которые финансируются из районного бюджета, - строительство жилья, благоустройство, подготовка участков под строительство, ремонты социальных объектов, новые инженерные сети и т.д. Могу ответственно заявить, что наши дороги - в том виде, в каком они есть - не хуже, чем в других сельских населенных пунктах автономного округа. В перспективе асфальтирование будет - мы сейчас именно для этого комплексно готовим дороги: одновременно и ремонтируем дороги, и строим тротуары, и устраиваем освещение и т.д. Надо только набраться терпения.


- И, наконец, о связи - задачи муниципалитета в этой сфере?


- Создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи. На мой взгляд, всё, что зависит от органов местного самоуправления, мы делаем. Это частный бизнес, как и везде, мы не можем вкладывать в это бюджетные средства, мы только помогаем инвесторам в реализации их проектов. Если оглянуться назад... Интернет за эти годы однозначно стал лучше, хотя, конечно, всегда хочется ещё лучше и дешевле. Сотовые операторы приходят новые - например, МТС, Мотив, всего услуги сотовой связи предоставляют пять мобильных операторов. Сегодня сотовая связь есть во всех поселениях, правда, не всегда устраивает её качество. Наши службы контролируют это, и при ухудшении качества связи информация в оперативном порядке доводится до руководства компаний-операторов. Для динамичного развития сетей связи, улучшения качества и расширения зоны покрытия проводится совместная с операторами телекоммуникационных услуг работа, оказывается содействие в организации новых проектов, выделяются земельные участки для строительства базовых станций мобильной связи.
Но, по моему мнению, пока оптоволокно не дойдет до Тазовского, реального прорыва в качестве связи не будет. А оптоволокно способны проложить только крупные инвесторы - такие, как Ростелеком. Обещания с его стороны есть, но подвижек пока нет.
Зато есть реальные перспективы в проекте цифрового телевещания. В Газ-Сале начато строительство вышки и монтаж оборудования. В Антипаюте и Гыде, как обещают представители "Российской телевизионной и вещательной сети" (РТРС), к строительству вышек приступят во втором полугодии. До конца года эти работы должны быть завершены. В первый мультиплекс войдут десять каналов. Хочу отметить, что это федеральная программа, финансируемая из бюджета государства. Мы лишь приложили все усилия, чтобы быстрее её реализовать - убедили представителей РТРС в нашем регионе ускорить работы в Антипаюте и Гыде, помогли найти подрядчиков, подсказали схему доставки оборудования, обеспечили подключение к сетям.
Так что в любой сфере - и жилищно-коммунальной, и транспортного обслуживания, и связи - главное для нас - это благополучие населения, улучшение его обслуживания, предоставление качественных услуг. Именно это и является основной задачей органов местного самоуправления, именно для этого мы и работаем.
 

Материал Общественно-политической газеты Тазовского района ЯНАО "Советское Заполярье"

149