Меню
Версия для слабовидящих
booked.net

Скрыть
Для перехода на главную страницу официального сайта Администрации Тазовского района, нажмите на ссылку
Поиск по сайту
Общество и политика
Управление по работе с населением межселенных территорий и традиционными отраслями хозяйствованияГражданское общество Тазовского районаОбщественная палатаГражданская защита населенияЕжегодный доклад губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова о положении дел и перспективах развития Ямала. г. Салехард, 25 марта 2021 годДоклад уполномоченного по правам человека в ЯНАО по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина в ЯНАО в 2018 годуСоциальная защита населенияКультура, спорт, молодежная политика и туризмОбразованиеЗдравоохранениеЖилищная политикаЖилищная политикаЦентр занятости населенияПенсионный фондНаграды и почетные званияПравопорядокРайонные СМИСтратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 годаТерриториальная избирательная комиссия Тазовского районаРегиональный проект "Забота"Налоговая службаНациональная политикаО деятельности Совета представителей коренных малочисленных народов Севера при Главе Тазовского районаКомиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Тазовского района

Порядок установления опеки и попечительства

Приложение
УТВЕРЖДЕНО
к постановлению
Администрации района
от 30 марта 2009 года № 110

Порядок установления опеки и попечительства над совершеннолетними гражданами на территории муниципального образования Тазовский район.

Настоящий Порядок регулирует вопросы установления и прекращения опеки и попечительства, распоряжения имуществом подопечных, а также осуществления контроля за выполнением попечительских обязанностей.

I. Общие положения

Исполнение отдельных государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над совершеннолетними недееспособными, ограниченно дееспособными и дееспособными гражданами в соответствии с Положением о Департаменте социального развития Администрации района возложено на Департамент социального развития Администрации района (далее - уполномоченный орган).
Уполномоченный орган в своей деятельности руководствуется нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа и нормативными правовыми актами муниципального образования Тазовский район.
 
II. Установление и прекращение опеки и попечительства  над совершеннолетними недееспособными и  ограниченно дееспособными гражданами

2.1. Назначение опекуна или попечителя:
2.1.1. Уполномоченный орган, а также лица, обладающие в соответствии с законом правом на обращение в суд об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, подают в суд заявление о признании гражданина недееспособным или об ограничении дееспособности гражданина.
2.1.2. Основанием для назначения гражданину опекуна или попечителя является решение суда, которым гражданин признан недееспособным или ограниченно дееспособным.
2.1.3. Опекун или попечитель назначается уполномоченным органом по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен уполномоченным органом по месту жительства опекуна (попечителя). Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя возлагается на уполномоченный орган.
2.1.4. Опекунами и попечителями могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане.
Гражданин может быть назначен опекуном или попечителем только с его согласия. При этом должны учитываться его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве, а если это возможно - и желание подопечного. Опекунами и попечителями граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве и находящихся или помещенных в соответствующие лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения, являются эти учреждения.
2.1.5. Опекуном или попечителем не может быть назначен гражданин, лишенный родительских прав, а также граждане, имеющие на момент установления опеки и попечительства судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.
2.1.6. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.
2.1.7. Для установления опеки или попечительства на основании решения суда о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным лицо, изъявившее желание быть опекуном или попечителем, предоставляет в уполномоченный орган, следующий перечень документов:
1.  паспорт либо иное удостоверение личности;
2.  справка с места жительства опекуна (попечителя) (ксерокопия страницы паспорта с пропиской);
3.  письменное согласие на назначение его опекуном (попечителем);
4.  письменное согласие совершеннолетних лиц, совместно проживающих с лицом, изъявившим желание быть опекуном, заверенное в нотариальном порядке;
5.  справка из органов внутренних дел об отсутствии судимости;
6.  характеристика с места работы попечителя (опекуна) (если не работает, то с последнего места работы);
7.  справка о доходах попечителя (опекуна) за последние шесть месяцев;
8.  медицинское заключение об отсутствии заболеваний, препятствующих гражданину исполнять обязанности опекуна (попечителя), обязательно содержащее заключение нарколога и психиатра в отношении попечителя (опекуна) по утвержденной форме (приложение № 1);
9.  справка с места работы (учебы) с кратким указанием (описанием) характера работы (наличие командировок, их продолжительность и другие факторы, которые могут затруднить или способствовать исполнению попечительских обязанностей).
2.1.8. На основании вышеперечисленных документов уполномоченный орган дает заключение о необходимости назначения гражданина опекуном или попечителем над подопечным. Заключение подписывается руководителем уполномоченного органа.
2.1.9. На основании решения суда, заключения уполномоченного органа и документов, представленных будущим опекуном или попечителем для оформления опеки или попечительства, уполномоченный орган готовит проект распоряжения Администрации района о назначении гражданина опекуном или попечителем и передает его для рассмотрения и согласования в Администрацию района.
2.1.10. После подписания распоряжения главой Администрации района один экземпляр распоряжения о назначении опекуном (попечителем) выдается назначенному опекуну (попечителю), второй экземпляр - уполномоченному органу.
2.1.11. Назначение опекуна или попечителя может быть оспорено в суде заинтересованными лицами.
2.2. Права и обязанности опекуна и попечителя определяются действующим законодательством Российской Федерации.
2.3.   Доверительное управление имуществом подопечного.
2.3.1. Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».
2.3.2. При необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного уполномоченный орган заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление.
2.3.3. Договор о доверительном управлении также заключается уполномоченным органом при необходимости постоянного управления имуществом гражданина, признанного безвестно отсутствующим, на основании решения суда.
2.3.4. Доверительное управление имуществом подопечного прекращается по основаниям, предусмотренным законом для прекращения договора о доверительном управлении имуществом, а также в случаях прекращения опеки и попечительства.
2.4. Уполномоченный орган осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, организаций и учреждений, в которые помещены недееспособные или ограниченно дееспособные граждане.
2.5. Освобождение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей:
1.  при помещении подопечного под надзор в медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги или иную аналогичную организацию, уполномоченный орган освобождает ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения им своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного;
2.  по инициативе уполномоченного органа в случае возникновения противоречий между интересами опекуна или попечителя, в том числе временно;
3.  опекун, попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе.
2.6. Отстранение опекунов и попечителей от исполнения возложенных на них обязанностей в случае:
4.  ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;
5.  нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;
6.  выявления уполномоченным органом фактов существенного нарушения опекуном или попечителем, установленным федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения имуществом
2.7. Опека и попечительство над совершеннолетними гражданами прекращается:
1.  в случае вынесения судом решения о признании подопечного дееспособным или отмены ограничений его дееспособности по заявлению самого гражданина (ограниченно дееспособного), опекуна, попечителя или уполномоченного органа;
2.  в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;
3.  по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;
4.  при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;
2.8. Уполномоченный орган представляет интересы недееспособных лиц, находящихся под опекой, в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, если действия опекунов по представительству интересов подопечных противоречат законодательству или интересам подопечных, а также в случаях, когда опекуны не осуществляют защиту интересов подопечных.
2.9. На основании решения суда, заключения уполномоченного органа и иных документов, подтверждающих основание для освобождения или отстранения опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, уполномоченный орган готовит проект распоряжения Администрации района о прекращении, освобождении или отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей и передает его для рассмотрения и согласования в Администрацию района.

III. Установление и прекращение патронажа над совершеннолетними дееспособными гражданами
 
3.1. Над совершеннолетним дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, может быть установлен патронаж.
3.2. В течение месяца со дня выявления совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности, ему назначается уполномоченным органом помощник. Помощник может быть назначен с его согласия в письменной форме, а также с согласия в письменной форме гражданина, над которым устанавливается патронаж. Работник организации, осуществляющей социальное обслуживание совершеннолетнего дееспособного гражданина, нуждающегося в установлении над ним патронажа, не может быть назначен помощником такого гражданина.
3.3. Помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина совершает действия в интересах гражданина, находящегося под патронажем, на основании заключаемых с этим лицом договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.
3.4. Порядок установления патронажа.
3.4.1. Совершеннолетний дееспособный гражданин, нуждающийся по состоянию здоровья в установлении патронажа, подает заявление в уполномоченный орган по месту постоянного жительства (приложение № 2).
3.4.2. К заявлению прилагаются следующие документы:
- паспорт;
- справка с места жительства о составе семьи;
- медицинское заключение лечебного учреждения о состоянии здоровья гражданина;
- документы о принадлежности имущества гражданину.
3.4.3. В заявлении о необходимости оформления патронажа может быть указан потенциальный помощник. В случае если в заявлении о необходимости установления попечительства в форме патронажа не указан потенциальный помощник, уполномоченный орган подбирает помощника с учетом его личных и нравственных качеств, а также возможности исполнения им обязанностей помощника.
3.4.4. Гражданин, желающий стать помощником, предоставляет следующие документы:
1.  паспорт;
2.  письменное заявление о согласии исполнения обязанностей помощника;
3.  письменное согласие мужа (жены), совместно проживающих совершеннолетних членов семьи помощника на установление попечительства в форме патронажа;
4.  справку с места жительства, о составе семьи;
5.  справку о доходах;
6.  справку с места работы (учебы) с кратким указанием (описанием) характера работы (наличие командировок, их продолжительность и другие факторы, которые могут затруднить или способствовать исполнению обязанностей помощника);
7.  медицинское заключение об отсутствии заболеваний, препятствующих гражданину исполнять обязанности помощника, обязательно содержащее заключение нарколога и психиатра в отношении помощника, по утвержденной форме (приложение № 1).
3.4.5. Уполномоченный орган, принявший заявление об установлении патронажа, проводит обследование материально-бытового положения лица, нуждающегося в патронаже, и лица, желающего быть помощником, о чем составляет акт (приложение № 3). Акт заверяется подписями лица, нуждающегося в установлении патронажа, и лиц, проводивших обследование.
3.4.6. Учет и регистрация заявлений на установление патронажа производится уполномоченным органом в отдельном журнале.
3.4.7. С учетом принятых документов и по результатам проведенного обследования уполномоченный орган готовит заключение о целесообразности установления патронажа.
При составлении заключения учитываются способности лица к выполнению обязанностей помощника, его нравственные и личные качества, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в установлении патронажа.
3.4.8. На основании заключения уполномоченного органа и документов, предоставленных будущим помощником для оформления патронажа, уполномоченный орган готовит проект распоряжения Администрации района о назначении гражданина помощником и передает его для рассмотрения и согласования в Администрацию района.
3.4.9. После подписания распоряжения главой Администрации района один экземпляр распоряжения о назначении помощника выдается назначенному помощнику, второй экземпляр - уполномоченному органу.
3.5. Распоряжение имуществом подопечного.
3.5.1. Помощник, его супруг и близкие родственники не вправе совершать сделки с самим подопечным, а также представлять его интересы при ведении судебных дел между подопечным и супругом помощника и их близкими родственниками.
3.5.2. Граждане, находящиеся под патронажем, являются полностью дееспособными. Они вправе самостоятельно совершать необходимые сделки по управлению своим имуществом и доходами.
3.5.3. Распоряжение имуществом, принадлежащим совершеннолетнему дееспособному подопечному, осуществляется помощником на основании договора поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным.
3.6. Исполнение помощником своих обязанностей.
3.6.1. Обязанности по патронажу исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
3.6.2. Помощники обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
3.6.3. Помощники оказывают подопечным содействие при осуществлении ими своих прав и выполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
3.6.4. Помощники обязаны извещать уполномоченный орган о перемене места жительства.
Для осуществления своих обязанностей попечитель не обязан совместно проживать со своим помощником.
3.7. Контроль за исполнением помощником своих обязанностей.
3.7.1. Уполномоченный орган обязан осуществлять контроль за исполнением помощником совершеннолетнего дееспособного гражданина своих обязанностей и извещать находящегося под патронажем гражданина о нарушениях, допущенных его помощником и являющихся основанием для расторжения заключенных между ними договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора.
3.7.2. Уполномоченный орган ведет учет лиц, в отношении которых установлен патронаж, и осуществляет контроль о защите имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных.
3.7.3. Обязательные контрольные обследования проводятся два раза в год, если необходимость более тщательного контроля и индивидуальной работы не вытекает из конкретного случая.
3.7.4. В тех случаях, когда в жилом помещении подопечного зарегистрирован помощник, проверки исполнения попечительских обязанностей проводятся не реже трех раз в год.
3.7.5. По результатам обследования составляется акт, который заверяется личными подписями подопечного и лиц, проводивших обследование, и приобщается к личному делу подопечного.
3.8. Освобождение или отстранение помощников от исполнения ими своих обязанностей.
3.8.1. Помощники освобождаются от исполнения своих обязанностей:
I.   при помещении подопечного на постоянное место жительства в медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги или иную аналогичную организацию, если это не противоречит интересам подопечного;
II.   по инициативе уполномоченного органа в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и помощника, в том числе временно;
III.   помощник может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе.
3.8.2. Помощники отстраняются от исполнения своих обязанностей в случаях ненадлежащего выполнения возложенных на них обязанностей, в том числе при использовании им патронажа в корыстных целях, а также оставлении подопечного без необходимого ухода и помощи.
3.9. Прекращение патронажа.
3.9.1. Патронаж над совершеннолетним дееспособным гражданином, установленный в соответствии с пунктом 3.1 настоящего Положения, прекращается в связи с прекращением договора поручения, договора доверительного управления имуществом или иного договора по основаниям, предусмотренным законом или договором.
3.10. На основании заключения уполномоченного органа и иных документов, подтверждающих основание для освобождения или отстранения помощника от исполнения своих обязанностей, уполномоченный орган готовит проект распоряжения Администрации района о прекращении, освобождении или отстранении помощника от исполнения своих обязанностей и передает его для рассмотрения и согласования в Администрацию района.
3.11. Распоряжение Администрации района о прекращении, освобождении или отстранении помощника от исполнения своих обязанностей направляется лицу, в отношении которого принято данное распоряжение, и уполномоченному органу.

Прикрепленные документы:

2229